Первая посадка - как это... (из серии "Приключения в Бельгии")

<< < (10/35) > >>

Геннадий Хазан:
dusik В некоторых за ангажированных авиационных журналах, я бы не рекомендовал тебе печататься. Зачем поднимать их рейтинг, и тем самым "сушить" их подмоченную репутацию?

FLY_INTER:
ГдЭ продолжение  ??? ??? ???

dusik:
Извините за временное отсутсвие - партнеры понаприехали... Работать пришлось:)))))

ЗЫ Гена меня никто никуда еще не звал печататься... И мне до этого далековато - не такой уж я "автор"... Пока!

dusik:
28-е мая,  понедельник. «Режим взлетный» (продолжение)...

Несмотря на то, что мои вылеты были назначены один за другим, Пит настоял на небольшом перерыве. Расписания предписывало «курить» около часа и мы воспользовались этой паузой, дабы потешить себя любимых чашечкой вкусного кофе. Поднявшись в брифинг-рум (по совместительству и бар) мы расположились поудобнее и заговорили на «всесторонние» темы. Признаюсь, разговор не очень то клеился. Я все время думал о предстоящем вылете, почти осуществленной посадке и озадачивался вопросом, что же делать на выравнивании… Уловив ход моих мыслей, Пит переключился на интересующую меня тему под предлогом провести «работу над ошибками». Как таковых ошибок выявлено не было, но Пит любезно взялся разъяснять мне, что же именно нужно делать на выравнивании и на земле, после посадки…

И перерыв, и кофе заканчивались, и мы последовали к самолету.

- Сейчас потренируем сваливание. Ты это делал уже раньше? – поинтересовался Пит.
 - Нет, но было бы интересно! – я как-то и не думал, что между взлетом и посадкой мы что-то еще будем делать! Ну сами понимаете – все мысли занял вопрос посадки самолета…

Завершив предполетную проверку и доложившись Питу, переключаюсь на частоту АТИС. Пит одобрительно кивает и берется конспектировать получаемую информацию. Я не пасу задних – заношу в свой планшетник температуру и точку росы, QNH и видимость…

- Молодец! Но еще нужно записать буквенный код полученной информации. При связи с диспетчером необходимо доложить, например «Информацию Янки получил»… Слушай . – и Пит замирает в ожидании повторения автоматической сводки…

Действительно в самом начале звучит фраза «Antwerpen airport Information Yankee»… Букву необходимо запомнить, а лучше записать и при первом контакте с диспетчером подтвердить наличии нужно информации простой фразой «Information Yankee received!»…

Теперь все готово! Пит связывается с наземным контролем и докладывает в эфир наши намерения. Мне все еще трудно разобрать поток информации, особенно на той скорости, на которой «вещает» Пит… «Неужели я когда-нибудь так тоже смогу?»… Только и думаю я… А тем временем завершив все необходимы процедуры мы направляемся на ВПП… Holding point – я с готовностью провожу крайнюю проверку перед взлетом. Все – к взлету готов! Пит рапортует диспетчерам и дает мне команду занимать полосу… Несмотря на то, что взлет мне предстоит осуществить самостоятельно второй раз в жизни, я воспринимаю все это как должное…

Немного добавляем режим, совсем чуть-чуть – на «бетонке» рулить значительно легче чем на траве. Самолет послушно срывается с места… Медленно, медленно, следуя желтой линии рулежной дрожки, выводим наш «лайнер» на ВПП… Убедившись что самолет движется точно по осевой, прибираю режим до номинальных 1000 оборотов… Короткий взгляд на Пита и в ответ слышу «Ну что ж, полоса, самолет и солнце в глаза… и это все твое, вперед!»… Действительно, на закате дня солнце слепит не по-детски, но как то этого и не заметил. Спешно достаю очки.
- Режим взлетный! – вслух произношу я и двигаю РУД до упора.
- Скорость растет, обороты увеличиваются. – эхом отзывается Пит. В последствии я буду все это говорить сам – так положено… Но сейчас инструктор мне помогает.
- 55 узлов, взлет. – я нежно тяну штурвал на себя… Второй в моей жизни взлет и такие же смешанные чувства… Восторг, ответственность, сосредоточенность, немного боязни…И эйфория – я просто офигиваю от всего этого!...

Сохраняя 70 узлов (оптимальная скорость набора высоты) набираю заданные 1500 футов. Далее в пилотажную зону – будем отрабатывать сваливание…

- Ты знаешь карту проверки перед отработкой сваливания? – вдруг спрашивает Пит…
- Я читал, но не учил… - блин опять загнал меня в тупик! Ну не думал я, что столько всего нужно будет УЧИТЬ в первые 2-3 дня… Я вообще думал, что раза четыре за неделю вылечу и слава Богу… А тут на тебе.
- А она у тебя с собой? – не унимается Пит. – Можно зачитывать с листа.

Я пролистываю планшетник. Да – она у меня с собой! Нахожу, так называемый, HASSEL check. Перед тем как выполнять что-либо из аэробатики, в том числе и штопор и сваливание необходимо проверить:
H (height) – высота должна быть не менее 2500 футов. Т.е. достаточной для восстановления нормального полета после выполнения упражнения.
A (airframe secure) – проверяется шасси и закрылки самолета (в нашем случае только закрылки).
S (Security) – в самолете не должно быть ничего, что может вывалится, упасть на голову, руки, ноги и т.п.
E (engine instruments) – все на зеленом.
L (local area) – нельзя выполнять фигуры над поселками, заводами, дорогами и т.п. Только над полями!
L (lookout) – необходимо тщательно осмотреться. Рекомендуется даже поворот на 90 градусов в одну сторону, а потом на 180 в другую…

Так как летим мы низковато, я сразу же добавляю режим и «карабкаюсь» на заданные 2500… нет лучше 3000 футов. Осмотревшись по сторонам – отчитываюсь, что готов. Дальше все очень просто – Пит просит меня продемонстрировать медленный полет на скорости 55 узлов… Ну что ж – сбавляем обороты, выпускаем закрылки… Самолет заметно «притормаживает»… Выходим на заданные 55 узлов, но Пит требует сбавлять скорость и дальше! Я немного нервничаю – просто не понимаю, что будет дальше! Этого упражнения в симуляторе не было!

Следуя указаниям я прибираю режим и тяну штурвал на себя… Признаться – приходится прилагать не малые усилия, чтобы удержать самолет в горизонтальном полете. Нос задран так высоко, что горизонта уже давно не видно. Пялюсь на авиагоризонт – теперь он мой единственный подсказчик! «Pull, pull, pull» - не унимается Пит… Завизжал аварийный сигнал, сейчас свалимся… Еще секунда и самолет резко проваливается… Честно – ощущения не из приятных, если к этому не готов и раньше «не пробовал». «Штурвал от себя, правую педаль! Режим взлетный» - быстро и четко командует Пит… Я делаю все по пунктам и уже через мгновение самолет летит ровненько… Ху… Весело… Еще раз – теперь без подсказок Пита… И еще раз и еще… Мне уже начинает нравится! Как на американских горках… Все таки важно быть психологически готовым, а такое ощущение приходит только с практикой.

Я упорно отрабатываю упражнение – пробуем по разному. С выпуском закрылок и без. На прямой и на развороте – эта часть особенно важна, ведь зачастую самолет сваливается именно в процессе захода на посадку, между третьим и четвертыми разворотами. Именно поэтому сваливанию в развороте Пит приделать особенно внимание  - заход справа, заход слева. И еще раз… И еще, и еще…
Изрядно «насваливавшись», снижаемся до 1500 и берем курс на аэропорт… Ну что ж – посадка! И я готов! Пит обеспечивает радиообмен, я веду самолет. Так совместными усилиями мы входи в схему захода, где-то в начале второго разворота. «Скинь обороты до 2200. – дает распоряжение Пит. – когда скорость упадет до 80 узлов, выпуская закрылки на 10 градусов и держи самолет ровно». Уже немного наученный, я начинаю строить СВОЙ заход на посадку… Скорость падает и я выпускаю закрылки… Самолет все норовит «нырнуть» и приходится усиленно крутить колесо триммера, не позволяя самолету снизится… Перед выходом на третий, Пит дает команду снизить обороты до 1700. Самолет начинает снижаться, но так и задумано. Я плавно поворачиваю штурвал и вхожу в тритий. «Закрылки на 20!»… Выполняем… Скорость падает до плановых 70 узлов. Триммируем. Все что теперь требуется, аккуратно вести самолет на заданной скорости и следить за глиссадой – мы должны выйти на четвертый на высоте 500 футов. Выхожу на четвертый! Высота – 550. Почти в точку… Кидаю взгляд на огни PAPI – два белых два красных, точно в глиссаде!...

- Закрылки 30, скорость 60!. - Вспоминая заветные «полоса-скорость» слежу только за этим. Больше для меня ничего вокруг не существует… В кабине тишина и напряжение… Еще немного… Еще, еще… Прошли торец полосы!
- Малый газ! - командует Пит. Убираем газ… А самолет все еще летит! В этот момент я понимаю, что не «чувствую» высоту!!! Может метр, а может три… Вот вам и выравнивание… А я то был уверен – ерунда… Хочется потянуть штурвал на себя!
- Рано! - откликается Пит и приподнимает руки… За штурвал он не хватается, но руки держит на весу, совсем рядом. На всякий случай… Кажется, что еще чуть-чуть и передняя стойка упрется в бетон! Тяну на себя…
- Не так сильно! - подсказывает Пит. – Совсем чуть-чуть…

Я все же перетягиваю. В этот момент раздается сигнализация сваливания… Когда-то я читал, что в случае хороший посадки звук сигнализации совпадает с моментом касания шасси с полосой… Но не так все просто! Самолет все норовит отклониться в сторону и я усиленно пытаюсь это исправить рулем направления… Я жду касания… Но его нет! Мы все еще в воздухе и выше чем я думаю… Еще немного и... Получив пинок под зад, понимаю, что основное шасси встретилось с ВПП… Посадка была далека от идеальной, но «козля» я не запустил, чему собственно и рад…

- Поздравляю Александр! Твоя первая посадка! – Пит улыбается и смотрит на меня…

Я на седьмом небе! Я сделал это! Эмоции переполняют… Это важный момент – я сам взлетел, выполнил все упражнения по указанию инструктора, прилетел назад, построил заход и посадил самолет! И все сам! Завтра и послезавтра я буду делать это снова и снова, и когда-то это уже меня удивлять не будет. Но сегодня я сделал важный шаг к своей мечте – важный шаг на пути каждого летчика.

Зигзаг:
Талант писателя это когда у читателей появилось чувство личного присутствия или даже  участия в описанныйх событиях.
Мои поздравления!!!
Как я понял у тебя английский на "должном уровне"? Как ты учил язык?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница