Украинский Авиационный Форум Crewshop
Добро пожаловать, Гость.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
29.04.2024, 15:27:06 pm
   Начало   Поиск Календарь Тэги Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 » |   Вниз
  Печать  
Автор Тема: FC-10 ТОПЛИВНЫЙ КОМПЬЮТЕР  (Прочитано 25797 раз)
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« : 09.07.2015, 15:36:50 pm »

Хотел бы коллеги, поделиться сч Вами информацией и моим опытом по установке топливного компьютера типа FC-10 на самолет ЯК-12А.

Если Вы спросите почему хочу поделиться,  я Вам отвечу, дело в том, что при установке американской авионики на самолеты разрабатывавшиеся в СССР возникают довольно таки серьезные инженерные проблемы. И их нужно решать. 
Хочу Вам показать, как именно я решил проблемные вопросы с установкой данного устройства на мой самолет.

Начну с описания данного прибора FC-10.
Прибор состоит из индикаторной головки устанавливаемой на панели приборов



И собственно самого расходомера


Расходомеры имеются двух типов, как на фото выше, типа FT-60 ( Красный куб) меряющего расход до 70 галлонов в час
 и FT-90 ( Золотой куб) меряющего 90+ галлонов в час.
Исходя из мощности своего двигателя, проходного сечения топливного трубопровода и близость его выхлопному коллектору ( а это однозначный нагрев топлива в топливном шланге  )  МЫ выбрали себе FT-90.



Что этот прибор  измеряет:


Расход топлива. Можно настроить в ЛИТРАХ



использовано топлива



Оставшееся топливо в баках ( программируется на земле перед полетом)




Дистанция или время до полного выгорания топлива на данном режиме полета



Для активного GPS путевой




Запас топлива для выполнения полета с реальными условиями ( работает с GPS датой)



Эффективность использования топлива или
Километровый расход топлива. В л/км



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о АВАРИЙНОМ остатке топлива
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 17:02:10 pm от Геннадий Хазан » Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #1 : 09.07.2015, 15:44:45 pm »

Перед установкой на самолет, ожидая приезд прибора в Украину , обследовал свой самолет на оптимальность размещения активного датчика расходомера. Как пишет инструкция , ему нужно 6" ( или примерно 150 мм) прямого участка трубопровода перед входом в "золотой куб) и столько же на выходе. Это обуславливается созданием ламинарного потока на входе /выходе из расходомера для более точного учета протекающего топлива.


* sized_DSC07373.JPG (158.94 Кб, 800x600 - просмотрено 894 раз.)

* sized_DSC07377.JPG (161.7 Кб, 800x600 - просмотрено 1135 раз.)

* sized_DSC07378.JPG (163.29 Кб, 800x600 - просмотрено 1228 раз.)

* sized_DSC07380.JPG (158.58 Кб, 800x600 - просмотрено 953 раз.)
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #2 : 09.07.2015, 16:15:18 pm »

Приняли решение устанавливать сам расходомер, на левом нижнем подкосе моторамы, изготовив для него специальную площадку. Шланг нужно разрезать.

Вот тут и начались первые инженерные вопросы ....

Оказалось нам нужно "поженить" дюймовое авиационное американское настоящее, с метрическим советским прошлым ...
Для этого я и просил друзей с УКРАВИАФОРУМА помочь мне с наконечниками на шланг топливопровода. Искал 2 штуки.
Первое решение , это изготовить два переходника с КОНУСНОЙ резьбы 1/4" NMT 18 ниток на дюйм, для решения задачи " в лоб". Но в лоб можно решить только в дюймовом стандарте



Fitting, 1/4" NPT to 6AN Flare



 Вот тут начались первые проблемы. Штуцера  на мой топливный шланг, любезно присланные мне уважаемым форумчанином АВИАТОРГОМ , оказались под иной внутренний диаметр резинового дюрита. Время шло, решения не было.
Вспомнил о своих друзьях из Львовской фирмы НАК. Фирма занимается промышленной гидравликой, пневматикой и всеми сопутствующими делами.

Взял свой "золотой кубик" и поехал к ребятам. Меня вместе с владельцем фирмы ожидали все ведущие специалисты фирмы.
Я поставил им несколько задач:
1. на имеющийся дюрит шланга подобрать наконечник с 1/4" NMT 18
2. Предложить материалы для противопожарной защиты топливного шланга, и защиты от теплового воздействия на расходомер близко расположенного выхлопного коллектора. Очень не хотелось, что бы расходомер кроме своих прямых функций работал еще и как нагреватель топлива ....
После 30 минут переговоров, я уже точно знал, что на следующий день с утра буду иметь два заделанных штуцера с так необходимой мне конусной резьбой 1/4" NMT 18 , и специальные пожаро стойкие  защитные  чехлы для самого резинового трубопровода, и уникальный материал, для термо защиты самого расходомера. Этот материал экранирует до 90% тепла. Цена меня уже не интересовала, хотя несмотря на скидки все это не дешевое удовольствие.
На следующее утро  у видел у главного специалиста фирмы НАК обжатые мои шланги, и защитные противопожарные рукава.


* sized_DSC07493.JPG (161.97 Кб, 800x600 - просмотрено 730 раз.)

* sized_DSC07476.JPG (151.56 Кб, 800x600 - просмотрено 974 раз.)

* sized_DSC07475.JPG (159.71 Кб, 800x600 - просмотрено 943 раз.)

* sized_DSC07483.JPG (166.59 Кб, 800x600 - просмотрено 948 раз.)

* sized_DSC07484.JPG (163.86 Кб, 800x600 - просмотрено 1244 раз.)

* sized_DSC07485.JPG (160.21 Кб, 800x600 - просмотрено 747 раз.)

* sized_DSC07486.JPG (159.92 Кб, 800x600 - просмотрено 1252 раз.)

* sized_DSC07487.JPG (164.04 Кб, 800x600 - просмотрено 946 раз.)

* sized_DSC07488.JPG (168.93 Кб, 800x600 - просмотрено 975 раз.)

* sized_DSC07489.JPG (166.5 Кб, 800x600 - просмотрено 1232 раз.)

* sized_DSC07490.JPG (161.9 Кб, 800x600 - просмотрено 724 раз.)

* sized_DSC07491.JPG (168.25 Кб, 800x600 - просмотрено 664 раз.)
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #3 : 09.07.2015, 16:34:07 pm »

Сразу хочу обратить внимание коллег,что работа с американскими изделиями требует НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО выполнения всех технических нюансов и рекомендаций указанных в Инструкции по установке.
 Пол шага в право/лево еще так себе, но шаг в право/лево и нарываешься на проблему которую сам себе создаешь.
О чем я хочу сказать... Это о материале который нужно применить для уплотнения конусной резьбы. Я изначально думал поставить на тефлоновую ленту и решить таким образом все вопросы ... Но оказалось что правильнее всего , и максимально безопасно применять специальную уплотнительную нить
 


Дальше я расскажу в чем все таки разница между этими двумя типами уплотнений.
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Mike
Авиаторы

Karma: +389/-16
Offline



PPL; BE35; FAA A&P


« Ответ #4 : 09.07.2015, 16:39:29 pm »

Исходя из мощности своего двигателя, проходного сечения топливного трубопровода и близость его выхлопному коллектору ( а это однозначный нагрев топлива в топливном шланге  )  я выбрал себе FT-90.
Кхм...
Записан

Beechcraft Bonanza V-Tail
------------------------------
Полет это причина, пункт назначения лишь предлог.
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #5 : 09.07.2015, 16:40:34 pm »

Исходя из того , что топливо в данном шланге не имеет избыточного давления, так как подается гравитационным образом, мы не смогли провести испытания на герметичность, так как оборудование фирмы НАК имеет минимальное испытательное давление 10 кг/см2 . Посовещавшись, мы построили испытательный стенд , при помощи которой произвели испытание герметичности собранной линии. Т.е. самих шлангов и уплотнения конусной резьбы.
Могу сказать, что испытания прошли успешно!
Испытывали по следующей методике, заполнили шланг бензином , и нагрузили избыточным давлением в 3 кг/см2.

Сутки испытания - шланг, и все соединения СУХИЕ!


* sized_IMG_1707.jpg (191.04 Кб, 598x800 - просмотрено 992 раз.)

* sized_IMG_1708.jpg (181.2 Кб, 598x800 - просмотрено 1141 раз.)

* sized_IMG_1709.jpg (178.5 Кб, 598x800 - просмотрено 981 раз.)
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 16:42:50 pm от Геннадий Хазан » Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #6 : 09.07.2015, 16:41:52 pm »

Миша, не начинай!  Смеющийся

Высказывание свое откорректировал))))
Тебе будут отдельные БЛАГОДАРНОСТИ, и конкретно ТВОИ ЗАСЛУГИ, с их перечнем в конце данного повествования!)))))))))))
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 17:03:05 pm от Геннадий Хазан » Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #7 : 09.07.2015, 17:21:35 pm »

Следующая процедура которую необходимо было провести , это тарировка расходомера.
Проведя консультации со специалистами по гидравлике, приняли решения создать примитивный стенд, для выполнения данной задачи.
Заготовили пластмассовые 5 ти литровые канистры, набрали в них из специально привезенной только что заправленной на приличной заправке канистры с 20 ю литрами  92 бензина. Измерили температуру топлива, термометр показал 20 градусов С. Практически идеальные условия.
Работа наша началась с программирования прибора под наши единицы измерений. А это и однодвигательный самолет, и ЛИТРЫ, литры на км,  параметры связи с ГАРМИНОМ и прочие дела. Очень серьезно нужно к этой процедуре  отнестись. Заполнив трубопровод топливом, для исключения воздушных пробок, начали процесс тарирования.
Первые показания самые главные, они необходимы для расчета поправочного коэффициента, который нужно вводить в программу прибора для правильной его работы.
При этом мы постоянно были на телефонной связи с Александром Морозовым с Харькова , который консультировал меня по методике программирования прибора. Так как мы были все в бензине, то и расчетом поправочного коэффициента занимался он в Харькове. После внесения очередного поправочного коэффициента , прибор перестал правильно считать .... Просто как будто "замерз" .... часа полтора проверяли все ли мы правильно делаем, даже демонтировали один шланг ( вот как раз при этом мы и увидели что такое уплотнительная лента , и к чему может привести ее применение). Проверяя 100500 раз все установки прибора, вдруг обнаружилось, что случайно изменили единицы измерения с литров на галлоны .... Исправив ошибку , все "ВДРУГ" заработало правильно ))))))   Смеющийся 


* sized_IMG_1711.jpg (174.15 Кб, 598x800 - просмотрено 680 раз.)

* sized_IMG_1712.jpg (182.84 Кб, 598x800 - просмотрено 1166 раз.)

* sized_IMG_1713.jpg (180.79 Кб, 598x800 - просмотрено 1138 раз.)

* sized_IMG_1714.jpg (181.65 Кб, 598x800 - просмотрено 957 раз.)

* sized_IMG_1715.jpg (186.32 Кб, 598x800 - просмотрено 667 раз.)

* sized_IMG_1716.jpg (186.18 Кб, 598x800 - просмотрено 912 раз.)
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #8 : 09.07.2015, 17:28:34 pm »

После того как мы выполнили весь объем испытаний, мы подготовились к установке всего прибора на самолете. Как и полагается все штуцера нашей магистрали мы закрыли от попадания сторонних предметов.
Но это как оказалось в последствии, это ниотчего не гарантирует.....


* sized_IMG_1723.jpg (187.49 Кб, 800x598 - просмотрено 883 раз.)
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #9 : 09.07.2015, 17:35:49 pm »

Выбрав специально день приехали на аэродром. Задача смонтировать систему на самолет , опробовать и испытать работоспособность.
Уже на аэродроме мы полностью запаковали расходомер в специальный теплозащитный материал, так же дополнительно прикрыли защитным материалом штуцера возле самого расходомера. Тем самым исключив перенос тепла от штуцеров топливу.
Дполнительно смонтировали специальный кабель питания и передачи данных для ГАРМИН 695



* sized_IMG_1719.jpg (185.32 Кб, 598x800 - просмотрено 628 раз.)

* sized_IMG_1720.jpg (181.33 Кб, 598x800 - просмотрено 605 раз.)

* sized_IMG_1722.jpg (190.22 Кб, 598x800 - просмотрено 950 раз.)

* sized_IMG_1724.jpg (181.47 Кб, 800x598 - просмотрено 730 раз.)
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 18:19:02 pm от Геннадий Хазан » Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #10 : 09.07.2015, 18:05:00 pm »

3 инженера без перекуров, потому , что не курим от начала и до конца с установкой системы и исправлению ошибок справились ....за ДЕСЯТЬ часов рабочего времени. В данном случае , как раз и становится понятно что это такое соединение треугольного с квадратным...
Дело в том, что ЯК-12А не особо то и приспособлен для проведения модернизаций. Места на приборке мало, а электрика сделана по стандартам 50 ых годов. Что бы снять ОДИН АЗС, приходилось снимать всю их планку.  А подключив все, и установив  на место вдруг обнаружилось, что работая вниз головой , так же и поставили АЗС...... Опять ВСЕ демонтировать, переставлять и опять все монтировать .... Опять проверять все цепи электрические ...
По фото видно что иногда удобнее было работать даже с заднего сиденья.
Опять звонили в Харьков уточнять правильность подключения кабеля к прибору расхода для ГАРМИН 695.
После того ка смонтировали всю систему, и проверив всю электрику выкатили самолет из ангара для испытания работы. Запустили двигатель ..... И Нихрена прибор не работает ... пару раз вывалились какие то цифры , и больше ничего .... Опять телефон в руки , и опять звонки в Харьков .... Из 100500 предположений , проверяем ВСЕ электрические цепи. Можете представить объем работы (((( И опять газуем двигатель , и опять не считает прибор топливо .... Опять телефон в руки ....
 Принимаем решение перед демонтажем расходомера продуть его сжатым воздухом против потока. Откручиваем штуцера , дуем легонько сжатым воздухом .... и вроде прибор начинает оживать. Несколько раз дуем против потока , потом по потоку сжатым воздухом, но не большим давлением, дабы не повредить крыльчатку расходомера . Потом легонько дуем уже ртом по потоку топлива ртом. ПРИБОР начал считать. Собираем штуцера на место , заполняем топливом магистраль . Запускаем двигатель, и прибор наконец то начал корректно выдавать результаты! Еще час  контровки, изоляции всех электрических соединений....


ПыСЫ!    Хочу выразить огромную БЛАГОДАРНОСТЬ всем тем моим друзьям и коллегам которые помогали в выборе конкретного прибора , его опции, и комплектации, и доставки в Украину - МАЙК!
 - Миша , огромное спасибо!
 - Александру Фурсову, и Александру Морозову за телефонные консультации по настройке прибора, и поиску возможных неисправностей
- Авиаторгу ака Григорий Михайловичу , за желание помочь с вопросом штуцеров к шлангу
- борт-инженеру за найденный и отправленный мне шланг с штуцерами


* sized_IMG_1733.jpg (172.65 Кб, 598x800 - просмотрено 1137 раз.)

* sized_IMG_1734.jpg (179.34 Кб, 800x598 - просмотрено 1164 раз.)

* sized_IMG_1742.jpg (181.13 Кб, 598x800 - просмотрено 972 раз.)

* sized_IMG_1739.jpg (187.57 Кб, 800x598 - просмотрено 673 раз.)
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Андрей-пилот
Авиаторы

Karma: +394/-43
Offline



UR-ACAV, UR-AAS


« Ответ #11 : 09.07.2015, 18:09:59 pm »

Я, на свою вильгу тоже поставил расходомер Fs-450.
Прислал мне этот расходомер Mike, за что ему отдельное спасибо!


* 31122013506-1.jpg (320.23 Кб, 1632x916 - просмотрено 951 раз.)
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 18:13:45 pm от Андрей-пилот » Записан
Андрей-пилот
Авиаторы

Karma: +394/-43
Offline



UR-ACAV, UR-AAS


« Ответ #12 : 09.07.2015, 18:28:53 pm »

Кстати, я поставил датчик между насосом и карбюратором.
Записан
Mike
Авиаторы

Karma: +389/-16
Offline



PPL; BE35; FAA A&P


« Ответ #13 : 09.07.2015, 19:41:38 pm »

Я тоже хочу такую штуку поставить. Очень удобно!
Записан

Beechcraft Bonanza V-Tail
------------------------------
Полет это причина, пункт назначения лишь предлог.
alexchiz
Авиаторы

Karma: +103/-11
Offline

PPL


« Ответ #14 : 09.07.2015, 20:14:50 pm »

Я тоже хочу такую штуку поставить. Очень удобно!
Миша,тебе на сертиф. борт,нужно ставить такой,как у Андрея..и у меня...с сертификатом STC....
 А он гораааздо дороже...  Подмигивающий Ну ты и так в курсе...

 
Записан

С уважением.
  Печать  
Страниц: 1 2 3 » |   Вверх
Тэги:
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.7 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC | v1.2 © Крылья 2004