Хвостове оперення V-tail
Toris:
Доброго здоров'я всім!
Переглядаючи фотографії різноманітних легких літаків, звернув увагу на хвостове оперення типу V-tail літаків Beechcraft Bonanza 35:
https://www.google.com.ua/search?q=beechcraft+bonanza+35&hl=ru&client=safari&rls=en&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=hrcST5z7DsO3tweo8cX5AQ&sqi=2&ved=0CDwQsAQ&biw=1178&bih=858&gws_rd=cr,ssl
та Lazair:
https://www.google.com.ua/search?q=eLazair&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0CAcQ_AUoAWoVChMIhPX6l-ybyQIVpp9yCh26WAhK&biw=1920&bih=979
Виглядає футуристично, як на F-117. :)
Футуризм футуризмом, однак практична експлуатація важливіша за вигляд. Виникає ряд запитань:
1) з яких міркувань конструктори застосували такі рішення?
2) які переваги і які недоліки таких рішень?
3) як працює керування таким оперенням?
IDB:
Планери Антонова А-11, А-13 і А-15 мали таку ж саму конструкцію і ніяких проблем з керуванням не було. Перевага - дві поверхні замість трьох - Сх меньший. До недолікив можно віднести трохи меньша єфективність РН та РВ. Для неманевренних літаків та планерів вистачає.
А як працює - так само, як при стандартній схемі - обидві рухомі поверхні вниз чи вгору - маєте РВ. А якщо обидві вліво чи вправо - РН.
Toris:
+1
А якщо в класичній схемі одночасно треба РВ вверх, РН вправо - як воно буде рухатись тут (в кофігурації Бонанзи)?
IDB:
Наведіть будь ласка приклад маневру, коли вам одночасно треба нос вгору а "нога" вправо - це буде штопор ? Мені здається що Ваша Бонанза не пристосована до штопору. А от коли Сергій Анохін проводив польоти на антоновських планерах, то він штопорив. Так що все можливо з таким "хвостом"
петро нестеров:
При перемещении ручки управления «на себя» или «от себя» рули синхронно отклоняются вверх или вниз. Проекции аэродинамических сил образуют соответствующий момент на пикирование или кабрирование. При действиях педалями (ручка управления неподвижна) рули отклоняются а разные стороны, образуя соответствующие боковые проекции аэродинамических сил. В случае одновременного действия ручным и ножным управлением отклонения рулей на одной плоскости суммируются, а на другой вычитаются, образуя соответствующие аэродинамические силы для маневра в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Такая схема и кинематика управления сложнее общепринятой, так как требует решения большего числа инженерных проблем при проектировании.
Весовые характеристики V-образного оперения .и его системы управления практически равноценны общепринятым традиционным схемам оперений. Таким образом, сложное распределение воздушной нагрузки и схема управления, а также еще относительно слабая теоретическая и экспериментальная изученность V-образного оперения, усложняют комплекс инженерных проблем при проектировании аппаратов, требуют особого подхода при рассмотрении каждой конкретной общей компоновки самолета или планера.
Навигация