Даже бомбардировщики немцев, идущие налегке, Р-11с, как правило, мог атаковать либо в лоб, либо разогнавшись за счет предварительного преимущества в высоте. По скорости устаревший истребитель уступал даже собственному польскому бомбардировщику PZL-37 "Лось".
Вооружение из четырех, а тем более, из двух пулеметов оказалось слишком слабо против хорошо забронированных и живучих немецких самолетов. Немцы обладали и большим численным превосходством: против каждого польского истребителя на фронте выставили четыре.
Тем не менее, и на устаревших Р-11 польским летчикам удавалось одерживать победы в воздухе. В половине шестого утра в первый день войны поручик Гнысь сбил первый немецкий самолет. Это был пикировщик Юнкерс Ju87B. Истребительная бригада, почти полностью укомплектованная Р-1-1, шесть дней защищала небо Варшавы. За это время она уничтожила 43 самолета противника.
Утром в первый же день бригада в почти полном составе встретила немецкие бомбардировщики Не 111, шедшие бомбить город. Их сопровождали тяжелые истребители Bf 110. Полчаса поляки атаковали строй немцев, но практически ничего не добились, лишь потеряв один Р-11с.
Позднее появились и успехи. Даже скоростные Bf 109 иногда уничтожались польскими летчиками. Тем не менее, перевес явно был на стороне немцев. Счет первого дня войны: четыре сбитых Р-11 и три Bf 109.
Эскадры, приданные армиям, также активно участвовали в боевых операциях. Наиболее жестокие воздушные бои произошли на второй день войны под Лодзем и Деблином. Немцы применяли там в основном "эсминцы" Bf 110. Над Лодзем дрались 30 истребителей одновременно. Немцы сбили два самолета, поляки - три (обе стороны свои потери признали, что встречается довольно редко). Еще один Р-11 разбился при вынужденной посадке.
Потери поляков тем не менее были меньше немецких. За первые три дня польская истребительная авиация сбила 60 вражеских машин, но лишилась 46 своих.
Р-11 применяли также как ближние разведчики и легкие штурмовики. В качестве последних они иногда несли бомбы. 6 сентября 142-я эскадра успешно накрыла немцев на понтонном мосту. 141-я эскадра, действовавшая в интересах армии "Поморже", пыталась даже штурмовать немецкие танки под местечком Груты. Против танков оружие польских истребителей оказалось абсолютно неэффективно, зато немцы лупили по низко летящим самолетам из всех видов оружия. Погиб командир и еще два летчика эскадры, противник сбил четыре самолета.
Вообще живучесть Р-11 уже не отвечала требованиям современной войны. Брони на самолете не было. Бензобаки не протектировались, в случае пожара бак сбрасывался через выемку в фюзеляже.
Тем не менее, общий итог боевой активности Р-11 оказался достаточно внушителен. Удалось сбить 141 немецкий самолет (включая 23 истребителя). В их число вошли (кроме Bf 109 и Bf 110) бомбардировщики Ju 86, Ju 87, Do 17 и Не 111, разведчики Hs 126. Больше всего уничтожили двухмоторных Не 111-44 машины, а самолет редкой "птицей" оказался устаревший ближний разведчик Не 45 - один самолет. К этому надо добавить два наблюдательных аэростата.
Наибольшего успеха на Р-11 добился поручик Скальский - он сбил шесть немецких самолетов (три бомбардировщика и три разведчика). Ни один польский пилот не имел на своем счету более одного истребителя противника.
Быстро редеющие эскадры, подчиненные армиям, вскоре передали в Истребительную бригаду. Самолетов в последней становилось все меньше и меньше. "Чистка" ремонтных мастерских и летных школ обеспечила лишь мизерное пополнение техникой. Зато около 100 машин потеряли в ходе боевых действий - в воздушных боях или на земле. Немало истребителей во время отступления сожгли или бросили из-за неисправностей. Только боевые части польских ВВС потеряли 97 Р-11.
17 сентября части Красной армии рванулись на Запад, навстречу наступающему вермахту. Сопротивление деморализованных и уже практически разгромленных польских вооруженных сил было незначительным. Самолетов у поляков оставалось немного - хватало лишь на разведку приграничных районов, да и то не везде. К разведке привлекли и Р-11. Отправившиеся на поиск войск Красной армии истребители имели несколько столкновений с советскими самолетами. По польским данным при этом был сбит Р-5 в районе Надворни (подпоручиком Косом) и повреждены два И-16 у погранзаставы "Рокитно" (подпоручиком Заторским). Советские сводки эти потери отрицают. Зато в них за этой датой числятся три сбитых польских машины. Возможно, что одной из них являлся Р-11с Заторского: подбитый истребитель с раненым летчиком разбился при вынужденной посадке.
Не согласуется с советскими документами и утверждение об атаке одним из перегонявшихся в Румынию Р-11 вблизи границы звена СБ. Якобы два бомбардировщика он сбил и повредил третий.
После полудня 17 сентября командующий польскими ВВС генерал Заяц отдал приказ эвакуировать уцелевшую технику в Румынию, на аэродром Черновцы (ныне это на Украине). Удалось доставить за границу 32 Р-11с и 10 Р-11а.
Тем не менее, донесения из штабов ВВС Украинского и Белорусского фронтов Красной армии продолжали упоминать о столкновениях с польскими истребителями и в последующие дни. 18 сентября отмечена встреча с несколькими Р-11 в районе Львова (без боя) и атака на девятку СБ у аэродрома Зло-чув. Два истребителя сделали по два безрезультатных захода. Днем позже, в 17 часов, зафиксирована атака Р-24 (его, конечно, перепутали с Р-11с) на советский разведчик поблизости от Владимира-Волынского. Двумя часами раньше звено СБ под Коломней было обстреляно тремя неизвестными истребителями (возможно, это были немцы). Далее польские истребители в воздухе вообще не замечались. Сводки за всю польскую кампанию заканчивались стандартной фразой: "Польская авиация активности не проявляла".
Действительно, отдельные Р-11 продолжали воевать в польском небе и после 17 сентября. Например, известно, что два Р-11с участвовали в обороне Варшавы до 23 сентября (по другим данным, до 25-го).
Итак, менее чем за месяц от польской авиации ничего не осталось. Менее полусотни истребителей интернировали в Румынии. Один самолет сел в Венгрии. Количество машин, захваченных немцами, точно не известно, также как их судьба, хотя даже поляки признают, что среди них были и исправные.
Относительно трофеев Красной армии польские источники обычно упоминают Р-11 с подпоручика Вроблевского, посаженный 18 сентября под Каменец-Подольским. Этот истребитель при неудачной посадке был поврежден. Но и кроме этого немало машин обнаружили на различных аэродромах на востоке Польши. В частности, 20 сентября доложили о 40 самолетах, захваченных в районе Тарнополь -Чертков, в том числе " 11 ПЗЛ".
Советская разведка была очень удивлена, обнаружив, что устаревший Р-11 является основным польским истребителем. На захваченных аэродромах упорно искали более современные "Вилки" и Р-24, но их не было, потому что ВВС Польши их не имели вообще. Везде попадались только Р-11, а чаще более старые Р-7 (их набрали больше двух десятков, причем в основном исправные) .
После окончательного учета трофейного имущества в Киевском военном округе выявили четыре Р-11, все в неисправном состоянии. В мае 1940 г. из Москвы пришло распоряжение: эти самолеты, как негодные и не представляющие ценности, разобрать на лом для утилизации цветных металлов. Ни испытаний, ни эксплуатации Р-11, в отличие от других типов польских самолетов, в нашей стране не было.
Зато в Румынии они прожили еще долго. Там во второй половине 30-х годов Р-11 фактически являлся основным типом истребителя. Уже поступление самолетов Р-11Ь позволило укомплектовать ими четыре эскадрильи. После завершения производства Р-1 If в декабре 1938 г. старые Р-11Ь в большинстве отправили в летные школы, а новые машины уже поступили в шесть эскадрилий.
Осенью 1939 г. к ним присоединились польские истребители, перегнанные в Черновцы и интернированные румынским правительством. Из их числа после осмотра и необходимого ремонта ВВС Румынии приняли 26 Р-11с и три Р-11с. Машины модификации "с" использовали для перевооружения в начале 1940 г. двух последних эскадрилий, до того летавших на Р-11.
На 22 июня 1941 г., когда Румыния совместно с Германией напала на Советский Союз, в составе ее ВВС числились 153 исправных Р-11. На них летали целиком 3-я и 4-я группы 3-й авиафлотилии (всего шесть эскадрилий). В 3-й группе имелись только Р-1 If, в 4-й и Р-1 If, и Р-11с. Эти самолеты участвовали в боях в Молдавии и на подступах к Одессе. К 18 августа 3-я флотилия насчитывала только 24 боеспособных истребителя, остальные потеряли в боях или авариях. Из-за устарелости польские машины румыны использовали в основном как легкие штурмовики, что и определило ихзначительные потери.
С мая 1941 г. на румынских Р-11f начали устанавливать более скорострельные пулеметы "FN-Браунинг" и бомбодержатели для 12-кг бомб. Этот процесс завершился к концу года. Интересно, что для увеличения возможностей самолета как штурмовика в Румынии его собирались вооружить гранатометами под гранаты весом 2-3 кг. Но никаких сведений о реализации этого проекта нет.
После занятия Одессы в октябре 1941 г. 3-ю флотилию отвели в тыл для переформирования. Из 56 самолетов, имевшихся в ней до войны, безвозвратно потеряли 18 Р-1 If и два Р-11с, в основном сбитых зенитчиками.
В начале 1942 г. три эскадрильи подчинили командованию морской авиации, а еще три перевели в систему ПВО. Первые обеспечивали прикрытие конвоев, шедших из румынских портов в Одессу. Базировались в Тирасполе, Одессе и Аккермане. Три эскадрильи ПВО рассеяли по разным городам, в том числе 46-я эскадрилья вошла в ПВО Бухареста. С середины 1942 г. обе группы перевооружили на новые истребители IAR-80 румынской конструкции.
"Пулавчаки" продолжали летать в школах, учебных центрах. Когда в 1944 г. Красная армия подошла к границам Румынии, часть из них вновь использовали на фронте как штурмовики. Затем они опять вернулись к применению в качестве учебных и как таковые служили, по крайней мере, до конца 1945 г. " (с)
Взято от сюда :
http://www.airwar.ru/enc/fww2/p11.html