Нужен ли авиации Воздушных Сил Украины «Адский Кукурузник»?Часть IIОК, давайте посмотрим. Эксперты (??) «Мілітарного» утверждают: у «Супер Тукано» бОльшие боевая нагрузка, скорость, дальность и продолжительность полета, чем у современных специализированных и многоцелевых ударных вертолетов. Плюс – лучшее бронирование.
Помилуйте, ребятки - ну какие бОльшая боевая нагрузка и лучшее бронирование?
Какие бОльшая скорость, бОльшая дальность и бОльшая продолжительность полета?
Вы таки нам хотите иметь сказать, что «Супер Тукано», у которого немного (только кевларом, не титаном, и тем более - не в виде бронекапсулы, как на средних и тяжелых штурмовиках и средних вертолетах огневой поддержки еще с рубежа 1970-х/1980-х гг.) забронированна кабина - бронирован лучше, чем Ми-24/35, или Ми-28Н, или Ка-50/52? Или чем американский «Апач»? Или чем европейский «Тигр»?
Боевая нагрузка Ми-8 модели Ми-8ТВ доходит до 3150 кг (не считая боекомплекта для трех пулеметов). И ее уменьшили затем в полтора раза - потому что это оказалось тупо избыточно.
Рекорд скорости вертолетов - уже 473 км/ч. И уже over 50 лет назад были готовы создавать не рекордные, а реальные боевые вертушки с боевой скоростью более 400 км/ч (XAH-56 «Шаенн»). Просто американцы тогда решили – да ну, дороХо-нИнАдА.
Рекорд дальности вертолета без дозаправки - 3561 км - и это легенький YOH-6A «Каюс»/«Кеюс».
Рекорд продолжительности (в том же полете) - over 15 ч (и это все - еще 1966 год!!).
Ну а теперь – оценим вооружение нашего основного боевого вертолета – Ми-24. В наиболее продвинутом из доступных Армейской авиации Сухопутных войск ЗСУ варианте, - машина несет подвижную носовую пушечную установку НППУ-24 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л скорострельностью 3400 выстр./мин. с боекомплектом 250 патронов, могущую отклонятся вправо-влево на 60 градусов, вверх – на10 град и вниз – до 40 градусов. Еще две такие же пушки с таким же боекомплектом, но неподвижные – могут подвешиваться под крыльями машины.
Если необходимо «конкретное «море огня», «огневой вал», - под крылья подвешиваются две «гондолы универсальные вертолетные» ГУВ-1, каждая из которых несет сверхмощное стрелковое вооружение – один четырехствольный 12.7-мм пулемет ЯкБЮ-12.7 (боезапас 750 патронов, скорострельность – до 5000 выстр./мин.; при этом все 750 патронов пулемет может выпустить одной непрерывной очередью) и два четырехствольных 7.62-мм пулемета ГШГ-7.62 (боезапас каждого – по 1800 патронов, скорострельность – до 6000 выстр./мин.). Всего в таком случае вертолет несет 28 пулеметных и пушечных стволов (включая пару 7.62-мм ПКТ в окнах десантного отсека, обслуживаемых одним-двумя дополнительными бортстрелками.
В варианте «вертолета-бомбардировщика» – Ми-24 несет от 2-х до 18-ти бомб калибром от 50 кг до 500 кг или две-четыре 250- или 500-кг бомбовые кассеты, или два 500-кг или 360 кг бака с зажигательной смесью.
Неуправляемое ракетное вооружение Ми-24 может включать в себя 4 блока 57-мм НАР (128 ракет) или 4 блока 80-мм НАР (80 ракет), или 4 блока 122-мм НАР (20 или 24 ракеты), или их различные комбинации. Вместо блоков НАР – вертолет может вооружаться также парой сверхтяжелых НАР С-24 или одной – С-25.
Управляемое ракетное вооружение включает 16 ПТУР (есть варианты с осколочно-фугасной и термобарической/объемно-детонирующей боевыми частями) с лазерным наведением – в т.ч. и сверхзвуковых – или 4 блока по 5 управляемых ракет «Тулумбас-Л», или 4 блока по 20 штук УР типа АР-8Л (напомню, это уже украинская разработка). В варианте носителя С-25, вместо НАР С-25 можно подвесить УР С-25Л.
Для борьбы с воздушными целями – помимо встроенной пушки, ПТУР с осколочно-фугасной боевой частью и 57- и 80-мм НАР, можно использовать до 4-х УР класса «воздух-воздух» ближнего боя на базе ЗУР ПЗРК с инфракраской или инфракрасно-ультрафиолетовой ГСН – в т.ч. модернизированные под уникальную пока что украинскую ГСН для ЗУР ПЗРК И1-2000, позволяющую бороться даже со сверхзвуковыми целями.
Наконец, вертолет может быть доработан из расчета на круглосуточное применение.
Также замечу, что Ми-24 обладает совершенно потрясающей маневренностью. Известны случаи, когда их экипажи успешно уворачивались от 3-4 (!!) ЗУР ПЗРК, запущенных почти одновременно из разных точек. Естественно – такая маневренность – также прекрасный залог успеха борьбы с малоразмерными низкоскоростными, летящими на малых или предельно малых высотах БПЛА. Но, конечно, только при высокой выучке экипажей. Однако без высокой выучки «пользователей» - никакая вообще современная боевая техника не имеет цены. Нельзя побить врага простым нахождением эскадрильи «супервундервафлей» в ангарах. Да еще и в ангарах заброшенных…
Впрочем, для борьбы с БПЛА вышеописанных категорий, нарушающих Государственную границу или линию разграничения на Юго-Востоке в мирной или «условно мирной» (в отсутствие активных боевых действий) обстановке – лучше подошли бы модернизированные Ми-2 или их развитие - МСБ-2, разбросанные отдельными отрядами (четыре боевых вертолета и один транспортно-связной) на «БПЛА-опасных» направлениях. Оптимальным вооружением такой «легкой вертушки – БПЛА-файтера» - было бы аналогичное польским Mi-2URS – 4 УР ближнего боя (только не на базе ЗУР ПЗРК «Стрела-2М», а на базе ЗУР ПЗРК «Игла»), неподвижно установленные в носовой части фюзеляжа - по левому борту, 23-мм одноствольная пушка НС-23КМ с боекомплектом 100 патронов и скорострельностью 600 выстр./мин. и с обох бортов по пулемету ПКТ с боекомплкектом по 400 патронов на ствол. Плюс желательно иметь дополнительно два 7.62-мм ручных пулемета Калашникова (РПК) – по одному с каждого борта на простейших (т. н. «шкворневых») поворотных стрелковых установках в окнах десантной кабины, обслуживаемых специальными бортстрелками. Да, это все – не «авиационный хайтек». Но работать будет, заверяю Читателей, вполне добротно.
Подведем итог. «Супер Тукано» проектировался для использования (в боевом варианте) с целью борьбы с повстанцами, партизанами, различными бандитскими формированиями и группами. А какое вооружение доступно таким формированиям и группам? Из средств ПВО – пехотные пулеметы на универсальных или специализированных зенитных станках, зенитные пулеметы и зенитно-пулеметные установки, одиночные и спаренные автоматические пушки калибром не более 25 мм с простой оптикой, максимум – ПЗРК (причем крайне редко когда – последнего на текущий момент поколения; после периода советской интервенции в Афганистан 1979-1989 гг. – такого случая больше пока, пожалуй, и не вспомнишь). Для работы в условиях сравнительно современной, плотной, эшелонированной по дальностям, высотам и в глубину противовоздушной обороны (ПВО) мятежников и интервентов на Донбассе - а это именно то, с чем мы сталкиваемся еще с августа 2014 г. – он совершенно не подходит.
Кроме того (как совершенно справедливо замечает известный на «постсоветском» пространстве» историк военной авиации и военный авиационный эксперт Михаил Жирохов): <i>«Ни одни вооруженные силы в Мире, - не имеют ни малейшего опыта применения турбовинтовых самолетов с низкими дозвуковыми скоростями против современных российских (добавлю от себя – а равно и любых других современных) систем и группировок ПВО. А значит – в таком гипотетическом случае надо будет писать свои «методички» - на основании своего уникального опыта. Но на войне такой опыт, как правило, оплачивается кровью. (опять добавлю от себя: часто – большой кровью)».</i>
Ну и в заключение – о том, на чем Воздушные Силы как организация, и люди, ответственные (ответственные и административно и политически – т. е. и Верховный Главнокомандующий, и Кабинет Министров, и наши НЕуважаемые якобы «народные» депутаты «Верховной Зрады») за состояние этой организации – экономить категорически не должны. Я имею ввиду обучение личного состава – в первую очередь летного.
Как вообще «в норме» сейчас учат летчиков современной тактической/фронтовой авиации?
Начнем с того, что и United States Air Force Academy и Air University (USAF) - закупают и дельтапланы, и мотодельтапланы, и дельталеты (мотодельтаплан с подвешенной под крылом гондолой для пилота или пилота и пассажира либо двух пассажиров и винтомоторной установки), и планеры всех актуальных классов кроме «клубного», и мотопланеры, и ультралайты (сверхлегкие самолеты и вертолеты) класса наших самолета ХАЗ-30:
- и вертолета АК1-3:
- только сильно получше уровнем конечно. Все это благолепие предназначено для своих, при этих военных ВУЗ, бесплатных аэроклубов для кадетов/студентов, магистров и персонала. Считается, что такая дополнительно-предварительная подготовка - особенно на планерах и мотопланерах - помогает слушателям «лучше чувствовать и больше любить Небо». Кроме того – умение планировать – полезное качество даже в современной авиации реактивных двигателей, стреловидных крыльев и сверхзвуковых скоростей. Желающие могут легко убедится в этом, нагуглив хотя бы «планёр Гимли».
Следующий этап – начальная подготовка. Проводится она на легком невооруженном двухместном учебно-тренировочном самолете с поршневым двигателем (обычном легкотопливном-бензиновом с непосредственным впрыском топлива в цилиндры или с турбодизелем). Иногда - начальную подготовку разделяют на подэтапа. На первом подэтапе - летают на таком самолете как описано, а на следующем подэтапе - летают на точно таком же, но только с ТВД вместо поршневого движка и чуть-чуть измененным приборным оборудованием в пилотской кабине.
Делается такая разбивка для того, чтобы уже на начальном этапе приучить будущих летчиков к полетам на самолетах с газотурбинными двигателями, техника пилотирования на самолетах, оснащенных которыми, даже при абсолютно равных прочих условиях, существенно отличается от техники пилотирования поршневых машин. Например, ТВД всегда имеют намного худшую приемистость (все автомобилисты и мотоциклисты прекрасно знают что это такое) – даже по сравнению с турбодизелем – не говоря уже о легкотопливном «поршне».
В результате - за счет того, что переучивание на ТВД происходит уже на начальной фазе обучения - сокращается потребный парк, уменьшаются его потери в летных происшествиях и экономится ресурс самолетов, предназначенных для следующего этапа обучения . Гораздо более дорогих и сложных и в производстве и в наземной и летной эксплуатации.
В настоящее время, пожалуй, самый лучший пригодный для военного использования УТС начального уровня, имеющий и поршневой и газотурбинный вариант - машина с весьма говорящим русскоязычному уху именем Grob G120A/120TP (это не «черный юмор», просто фирма немецкая, а в немецком это слово имеет кардинально другое значение- за давностью лет честно говоря уже и не упомню какое, но не имеет ничего общего ни с ритуальными услугами, ни с покойниками).
Следующий этап – базовая подготовка. Вот она и проводится на самолете «Тукано» или «Супер Тукано» или аналогичным этим машинам (например, у бразильцев есть очень сильный конкурент в лице швейцарской фирмы «Пилатус», делающие прекрасные машины аналогичного класса; а так же великолепные легкие самолеты бизнес авиации - но это уже другая история).
Часто базовую подготовку тоже разделяют на два подэтапа. Первый проводится на таком самолете, как описано выше, а второй - на легком реактивном УТС с трапециевидным (нестреловидным) крылом, имеющим небольшую как для реактивных самолетов скорость – максимум на уровне хороших истребителей конца Второй Мировой войны (т. е. в районе примерно 700 км/ч).
Следующий этап – продвинутый (AJT). Во время этого этапа летают уже на УБС, имеющим высокую дозвуковую или даже околозвуковую скорость (примерно 950 км/ч и более – вплоть до 1100 км/ч). Часто такой самолет (всегда одного типа) тоже делается в двух вариантах, но отличающихся не конструкцией или двигателем, а, соответственно, отсутствием (УТС) или наоборот - наличием (УБС, «продвинутый тренер вооружения») вооружения и необходимого для его применения дополнительного оборудования (иногда вплоть до бортового радара включительно).
В сущности, такой «продвинутый тренер вооружения» уже является полноценным дозвуковым боевым самолетом. И в случае острой потребности (тяжелая обстановка на театрах боевых действий, большие потери боевых авиационных соединений в самолетах и экипажах) - вполне может использоваться в полноценном бою для выполнения практически всех задач, которые доступны для легкого (по современным понятиям - а это до 15-20 тонн максимального взлетного веса) тактического боевого самолета.
На этом этапе обучение в летном высшем учебном заведении для пилотов-штурмовиков – заканчивается. Далее их направляют в учебно-боевые эскадрильи, вооруженные «спарками» - двухместными учебно-боевыми модификациями стандартного одноместного штурмовика (или просто стандартными штурмовиками, если стандартный вариант – двухместный). От одноместного штурмовика его версия-«спарка» ничем не отличаются кроме меньшего запаса топлива (ведь нужно дополнительное место для двухместной кабины) и совсем чуть-чуть меньшей скорости (кабина чуть-чуть большего размера незначительно ухудшает аэродинамику), но может выполнять абсолютно все задачи одноместного штурмовика.
Полетав некоторое время на «спарке» вместе с летчиком-инструктором, молодой пилот таким образом окончательно вводится в курс дела и оказывается готов на пересадку на стандартный одноместный штурмовик боевой эскадрильи.
А вот у летчиков-истребителей - в подготовке есть еще один дополнительный этап после «продвинутого» – т.н. «предистребительная подготовка» (LIFT) Она производится на УТС/УБС (этот этап также может делится на подэтапы: первый – подготовка на невооруженном «предистребителе», а второй – на его варианте, полностью пригодном для участия в боевых действиях), обладающем уже высокой сверхзвуковой скоростью полета - не менее 1.45 М (1550 км/ч). После чего будущий пилот-истребитель повторяет путь летчика-штурмовика: сначала место в кабине учебно-боевого истребителя–«спарки», а затем - полноценная служба в строю на стандартном одноместном «ястребке».
Тут следует отметить, что оригинальный подход придумали китайцы (вопреки общерасхожим убеждениям, что они способны «только «обезьянничать»). Дабы сэкономить на производстве и эксплуатации УТС/УБС продвинутого этапа и УТС/УБС предистребительной подготовки, а также упростить и ускорить обучение пилотов и повысить (последнее по списку, но не последнее по важности желание!) экспортный потенциал своего продукта, - они создали единый самолет для этапов AJT и LIFT. Называется эта машина JL-10 и предлагается на экспорт под маркой L-15.
Кстати, еще когда Президентом нашей страны был «замечательный» Виктор Андреевич Ющенко, а Министром обороны Украины замечательный совершенно без кавычек Юрий Иванович Ехануров (даром, что - а может именно как раз «тому що» – Юрий Иванович не «природный» украинец, а рожденный в Советской Якутии русскоязычный бурят) – на довольно-таки серьезном уровне велись переговоры о закупке для авиации ВзС ЗСУ некоторого количества JL-10 и организация их производства в ограниченном количестве в Украине – причем с достаточно глубокой степенью локализации. И даже с нашим правом создавать собственные модификации машины и с правом самостоятельно - без согласования с китайцами - предлагать L-15 made in UA на экспорт для некоторых рынков. Производство JL-10 в Украине должно было быть организовано на Харьковском авиазаводе (печально известное ХГАПП – Харьковское авиационно-производственное предприятие).
Готовность китайцев к сотрудничеству объяснялась рядом причин, но не последней по очереди из них была та, что на все модификации JL-10/L-15 ставятся прекрасные украинские двухконтурные турбореактивные двигатели АИ-322 (до ребрендинга именовались АИ-222-25) и (для версий LIFT) АИ-322Ф (оснащенные, в отличии базовой модели, форсажной камерой, резко повышающей тягу).
Двигатели эти разработаны запорожским КБ «Ивченко-Прогресс» и производятся запорожским же предприятием «Мотор Січ» (при финансовом участии которого и были разработаны, испытаны и «доведены до ума» конструкторским коллективом фирмы имени академика Ивченка).
Но - «не повезло – не фартануло». И ныне о производстве вообще чего-либо – даже ультралайтов ХАЗ-30 - на ХГАПП- говорить уже не приходится. «Доктор сказал - в морг?! Значит - в морг!»...