Украинский Авиационный Форум Crewshop
Добро пожаловать, Гость.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
26.04.2024, 16:48:49 pm
   Начало   Поиск Календарь Тэги Войти Регистрация  
Страниц: 1 |   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Гуманитарная миссия украинских вертолетчиков в Сванетии (Грузия)  (Прочитано 3783 раз)
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« : 08.06.2014, 11:59:57 am »

Об этой одной за первых гуманитарных операций Вооруженных Сил Украины ни в нашей стране, ни в мире не знает почти никто. Даже на официальном сайте Министерства обороны Украины о ней нет никакого упоминания. По большому счету, ее помнят только непосредственные участники – сто украинских военных авиаторов, а также почти восемь тысяч беженцев, которых спасли украинцы, снимая с заснеженных перевалов горной Сванетии и эвакуируя в Кутаиси и на другие аэродромы. Операция украинских ВВС длилась всего неделю. Или – целую неделю! Как кому... По крайней мере выполнять по 5-7 полетов в сутки, находясь в небе по 12 часов, к тому же – не с подвесками НУРСов, а без вооружения, над стволами боевиков, которые неоднократно обстреливали украинские вертолеты, несмотря не красные кресты, нанесенные на их фюзеляжи! Видимо, в таких условиях все же целесообразнее говорить о «целой» неделе...
Это было на заре украинской независимости. Украинские Вооруженные Силы в то время успели только один раз отпраздновать свой день рождения, и то – кто отмечает первую годовщину!





В начале октября 1993-го года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе обратился за помощью к украинскому правительству. А проблема заключалась в чем. Спасаясь от ужасов войны, тысячи людей - граждан Грузии разных национальностей, среди которых были и этнические грузины, и абхазы, и русские, и представители других народов – бросали свои дома и имущество и уходили подальше от войны. Забираясь в горы Сванетии, те, кто были на собственных автомобилях, должны были оставлять на горных дорогах и их, поскольку заканчивалось горючее, а заправиться в охваченной войной стране было негде. Многотысячные колонны беженцев шли в горы все выше и выше. А осень девяносто третьего выдалась для этих мест холодной. В начале октября на перевалах появился первый снег, и люди начали замерзать без теплой одежды. Война закончилась 30-го сентября, но бессильные, замерзшие и голодные беженцы не могли самостоятельно спуститься с гор на равнины. И поэтому грузинское правительство обратилось за помощью к правительству Украины.





Вечером 7-го октября 1993-го года в штаб ВВС Украины, который дислоцировался в Виннице, поступила шифрограмма, в которой говорилось: «В соответствии с распоряжением Президента Украины от 8-го октября 1993-го года направить в Кутаиси (аэродром Копитнари) самолет Ан-12 с оперативной группой генералов и офицеров штаба ВВС Украины с целью проведения рекогносцировки и определения потребностей в вертолетной технике и личном составе для выполнения гуманитарной миссии по эвакуации беженцев из горных районов Грузии...».
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Валерий Васильев назначил старшим группы начальника штаба авиации ВВС генерал-майора авиации Юрия Петрова. В группу вошли офицеры штаба – полковник Александр Бодров, который отвечал за организацию работы командного пункта отряда полковник Владимир Бурый (связь и радиотехническое обеспечение полетов), подполковник Владимир Бережной (инженерно-авиационное обеспечение), подполковник Виталий Корзун (тыловое обеспечение), подполковник Владимир Шабалда (организация полетов) и майор Михаил Головацкий (метеорологическое обеспечение).


Генерал-майор авиации Евгений Власенко и полковник Виктор Кутепов в Сванетии



Уже 8-го октября самолет с рекогносцировочной группой на борту приземлился на аэродроме Копитнари. А на следующий день вертолетный отряд, который состоял из 15 вертолетов Ми-8МТ с Вапнярки и Херсона и двух вертолетов морской авиации, противолодочного Ка-27ПЛ и поисково-спасательного Ка-27ПС из Очакова, едва «пробив облачность» в тумане над Керченским полуостровом перелетел в Грузию.
Позже, уже в конце гуманитарной миссии украинских Вооруженных Сил, один из представителей ООН, имеющий большой опыт работы о Организации, признался, что был уверен – меньше, чем за месяц вертолетный отряд миссии ООН не мог быть готовым для выполнения подобных задач и еще и в таких условиях... Украинские же авиаторы имели подготовку меньше суток!





Согласно распоряжению командующего 5-й Воздушной армии генерал-лейтенанта авиации Виктора Стрельникова, в состав отряда были определены наиболее исправные вертолеты. Кроме того, начальник отдела боевой подготовки транспортных самолетов и вертолетов этой же армии полковник Виктор Кутепов, который лично знал каждого из командиров экипажей и большинство летчиков вертолетных полков объединения, в течение суток сумел подобрать лучших пилотов. «Афганец», который в течение года пребывания «за рекой» выполнил около 1000 боевых вылетов и был награжден пятью (за год!) боевыми орденами, полковник Кутепов и в состав отряда, летевший в неизвестность послевоенной страны, отобрал лучших летчиков из числа вернувшихся из ДРА в последние годы афганской войны и еще не утративших боевых навыков, а также тех, кто служил на Кавказе и имел опыт выполнения полетов в горах. В результате «афганцы» и «кавказцы» составили более 60% летчиков отряда.
В первый день пребывания в Сванетии командование отряда планировало заняться «размножением по-летному». То есть, опытные летчики садятся в вертолеты как командиры экипажей, а штатные командиры – на места летчиков-штурманов, так называемых «правых» летчиков. Сначала «вывозные» полеты для командиров экипажей, а потом уже те «вывозят» своих «праваков». Но, прибыв на место, офицеры увидели, что на подготовку времени нет совсем...





То, что украинские авиаторы увидели и почувствовали в горах Сванетии, передать простыми словами трудно... Это была боль одних и жестокость других людей, самопожертвование и подлость, холод и голод. Одни из беженцев шли на борт, оставляя все – самим бы уцелеть. Другие же тянули на вертолеты баулы с вещами и даже мебель. Находились и такие, кто предлагали деньги, чтобы перевезти на самодельной подвесной системе из тросов собственное авто. Кто-то садился на борт спокойно, а кто-то – расталкивал локтями других. Было и такое: бежит к вертолету женщина, а боевик, который вдруг выбегает из-за скалы, разбивает ей лицо прикладом автомата, чтобы занять место на борту. Неоднократно вертолетчикам угрожали оружием, и они все же не брали на борт ни вооруженных бандитов, ни грузы, которые они требовали вывезти из горных перевалов.
– Стреляй! Все равно не возьму, а сам-то машину не поведешь! – такой был типичный бесстрашный ответ командира экипажа.





Все организационные вопросы, в том числе – вопросы взаимодействия с представителями грузинского правительства решала группа руководства во главе с генерал-майором авиации Юрием Петровым, практическими же полетами руководил начальник боевой подготовки 5-й Воздушной армии генерал-майор авиации Евгений Власенко.
В течение пяти дней летной работы в горах украинские вертолеты вывезли из горных площадок, на некоторые из которых садиться можно было, только садясь на две точки (два колеса – на карнизе, а третье – в воздухе, над обрывом), 7634 беженца. Также в район бедствия вертолеты доставили 487 тонн различных грузов, в основном – продукты питания, медикаменты, горюче-смазочные материалы и теплую одежду. Общий налет экипажей вертолетного отряда составил за эти дни 271 час 30 минут. 16-го октября отряд в полном составе вернулся на аэродромы базирования.





Но и на этом миссия украинских авиаторов еще не закончилась. Три самолета Ил-76МД с аэродрома Мелитополь отправились в Германию, где загрузились гуманитарным грузом. Почти 60 тонн груза доставили в Грузию украинские военные летчики, совершив перелет из Кельна в Тбилиси. После той гуманитарной операции украинских ВВС прошло почти два десятилетия. За это время много воды утекло, подавляющее большинство участников миссии уже уволились в запас и отставку. Генералы и полковники стали военными пенсионерами, капитаны и майоры – полковниками и генералами. Некоторые из состава отряда были награждены правительственными наградами Грузии, несколько человек получили грамоты. Но большинство офицеров и прапорщиков получили только впечатления и воспоминания о тяжелой летной работе на горных перевалах, взлетах с площадок вблизи Генцвиши, Эцери, Местиа, Мулахи, Сакени и других горных селений. Статус миротворцев или участников боевых действий, хотя и привозили с полетов пробоины в вертолетах, ни один из авиаторов после этой операции не получил. Возможно потому, что это была одна из первых миротворческих миссий украинского войска, и механизм предоставления статуса УБД или миротворца был еще не отработан, возможно – по определенным политическим соображениям, а может, о тех, кто с честью выполнил свой долг, элементарно... забыли? Как знать... Но одно остается фактом бесспорным: это было, более ста военнослужащих Вооруженных Сил Украины, практически не имея времени на подготовку, перелетели в страну, где только отшумела война, и в опасных условиях спасли почти 8000 жизней!..




Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
  Печать  
Страниц: 1 |   Вверх
Тэги:
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.7 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC | v1.2 © Крылья 2004