Украинский Авиационный Форум Crewshop
Добро пожаловать, Гость.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
26.04.2024, 14:18:54 pm
   Начало   Поиск Календарь Тэги Войти Регистрация  
Страниц: 1 |   Вниз
  Печать  
Автор Тема: История американских - пилотов добровольцев в войне 1919-1920г  (Прочитано 3919 раз)
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« : 06.04.2013, 13:25:09 pm »

"В небе над проспектом Шевченко самолет на высоте 150 метров выполняет double barrel (двойную полупетлю). Правое крыло не выдерживает сопротивления воздуха и ломается.

Описывая широкие круги, однокрылая машина быстро падает на центральную часть города, где собралась толпа зевак, пришедших посмотреть на невиданную аттракции - первое в истории Львова авиашоу.

Последний момента пилот пытается направить самолет в безлюдной и незастроенной Цитадели. Но, не долетев туда каких-то 100-150 метров, неуправляемая машина натыкается на левое крыло дворца Потоцких. Бензобаки взрываются, здание охватывает огонь. Авиашоу превратилось в трагедию.

22 ноября 1919 поляки праздновали первую годовщину победы в украинском-польской войне за Львов. Год до того эта победа стала ключевой в борьбе за Галичину.

По случаю торжеств запланировали военный парад, в котором вместе с наземной техникой участвовала и авиация. Пилоты должны пролетать на высоте 500 м над нынешним проспектом Свободы. Львовская власть ожидала, что на парад, который должен продемонстрировать миру боеспособность и хорошую военную польской авиации, приедет сам Пилсудский, но прибыл только польский министр обороны Лесневский.

В тогдашней Польше полноценное подразделение военной авиации существовал только во Львове. Десять пилотов, все - американцы, под руководством 26-летнего Мериана К. Купера образовали костяк эскадры истребителей, основанная на Левандовском аэродроме. Именно поэтому во время военного парада решили развлечь зрителей показательными полетами.

Сценарий предусматривал, что пилоты на безопасной высоте просто сделают несколько кругов над местом, где соберется больше людей. Но по-другому решил совершить 28-летний Эдмунд Грейвс,   пилот нового мощного и вьющихся немецкого самолета Albatros D. II.
По его мнению, все должно выглядеть предельно потрясающее и очень эффектно, в общем - высший пилотаж. Грейвса считали лучшим пилотом эскадры, который летает очень уверенно, но и очень рискованно.

Очевидцы вспоминали, что неожиданно группы самолетов, сопровождавших парад, один отделился и начал демонстрировать различные фигуры высшего пилотажа. Казалось, он вот-вот заденет крыши домов. После очередного трюка, где в 11:15, шнуры, державшие правое крыло, оборвались.

Самолет стал неуправляемым и начал быстро терять высоту. Эдмунд Грейвс успел из него выпрыгнуть, но времени, чтобы раскрылся парашют, уже не было. Он упал во двор дворца Потоцких.

Последнее подвигом Эдмунда стало отвода неуправляемого самолета подальше от оживленной улицы.

 С горожанами удалось разминуться, и на пути уже беспилотной машины появился дворец Потоцких.


Самолет врезался в левую часть крыши. Взорвался двигатель и бензобаки, в которых было около 100 литров горючего. 

Пожарные прибыли через полчаса после начала пожара. Имели проблемы с водой, потому что было далеко до гидрантов, но и низкое давление воды. Помогали военные, полиция и скауты. Где-то через час после возгорания начали взрываться патроны из пулемета, который был в самолете. К счастью, никто не был ранен.

Имущество спасали, выбрасывая через окна. Таким образом было повреждено много ценных вещей. Посмотреть на пожар совпало много львовян. Некоторые даже пытались что-то украсть, поэтому нескольких мародеров арестовала полиция.

Пожар продолжался почти три часа, в результате сгорел и провалился всю крышу дворца. В нескольких местах были повреждены перекрытия второго этажа, куда упали остатки разбитого самолета. Все нижние комнаты залиты водой.

Газета Kurjer Lwowski писала, что от верхней части здания остались только дымоходы и пожарища.

Взрыв, пожар и вода нанесли огромный ущерб. Граф Альфред Потоцкий подал иск о возмещении, выиграл судебный процесс и через три года получил от государства компенсацию. Еще три года шел ремонт самого здания, а работы по реставрации затянулись до 1931 г..

Грейвса похоронили 25 ноября на месте гибели, во дворе дворца Потоцких, со всеми воинскими почестями. Гроб накрыли американским и польским флагами. Над траурной процессией, направлявшейся с евангелической кирхи на Зеленой, летели товарищи по эскадрилье. Тогда уже никто не решался слишком приближаться к земле.

Впоследствии Эдмунда Грейвса торжественно перезахоронены на Лычаковском кладбище среди австрийских солдат. С появлением польского военного мемориала на том же Лычакове его перезахоронили еще раз. Там он покоится и сегодня. 1925 на могиле был установлен памятник в виде крылатого пилота в летной униформе.

Грейвс стал первым американским офицером, погиб за Польшу.
Но история имеет обыкновение повторяться. Через год не станет еще одного американского летчика - 30-летнего Джорджа Мак-Каллума. На этот раз самолет упадет на скромную львовскую трамвайную остановку возле станции Клепаров. МакКаллум также похоронили на Лычакове.

Справка:

Создателем польской авиации стал автор «Кинг-Конга»

После украинского-польской войны на всю Польшу осталось 15 самолетов, из которых мог летать только один. Для остальных не было пилотов, мастеров или запчастей.

В феврале 1919 года во Львов из Парижа приехал 26-летний Мэриан Купер - как представитель гуманитарной американской миссии АРА, которая помогала продуктами и советами для налаживания послевоенной жизни.


По специальности Купер был журналистом и летчиком, поэтому во Львове увлекся идеей возрождения польской авиации. В Париже он встретился с Юзефом Пилсудским, котором рассказал романтическую семейную легенду о том, как его прапрадед воевал за независимость Америки бок о бок с польским шляхтичем Казимира Пулавского, которого называли «отцом американской кавалерии». Теперь сам Мэриан хотел вернуть долг Польши, приобщившись к развитию ее государственности.

Пилсудский не возражал, тем более, что США согласились предоставить соответствующее финансирование. Во Львов приехали десять американских пилотов, было закуплено новые самолеты, в частности немецкие «Бранденбург», «Альбатрос», «Фоккер», а также французские «Брегет» и итальянские «Балилы».

Во Львове возникла мощная боевая эскадра истребителей, названная именем Тадеуша Костюшко - поляка, который стал героем войны за независимость США.

После войны Мэриан Купер вернулся домой, где в 1933 году снял фильм «Кинг-Конг», который стал классикой американского кино. Всего Купер создал более 60 фильмов и получил «Оскара». "

Богдан Билан , газета ZIK, № 2 (19 января 2012 г.)
« Крайнее редактирование: 06.04.2013, 14:01:13 pm от Геннадий Хазан » Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #1 : 06.04.2013, 13:47:45 pm »

Год спустя во Львове погиб еще один американский пилот доброволец - 30-летний Джордж Мак-Каллума
На этот раз самолет упадет на скромную львовскую трамвайную остановку возле станции Клепаров. МакКаллум также похоронили на Лычакове










Памятник на месте захоронения американских пилотов добровольцев на польском военном мемориале
" ОРЛЯТ" в г. Львове
« Крайнее редактирование: 06.04.2013, 21:55:36 pm от Геннадий Хазан » Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Mike
Авиаторы

Karma: +389/-16
Offline



PPL; BE35; FAA A&P


« Ответ #2 : 06.04.2013, 14:14:21 pm »

Спасибо Гена, очень интересно.
Записан

Beechcraft Bonanza V-Tail
------------------------------
Полет это причина, пункт назначения лишь предлог.
Lemberg70
*

Karma: +0/-0
Offline


« Ответ #3 : 06.04.2013, 19:50:09 pm »

Дякую, дуже цікаво.
Записан
  Печать  
Страниц: 1 |   Вверх
Тэги:
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.7 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC | v1.2 © Крылья 2004