Нужен ли авиации Воздушных Сил Украины «Адский Кукурузник»?
Zementbomber:
Часть I
В последнее время в Украине вновь активизировалась тема закупки якобы «потрясающего суперсамолета» ЕМВ.314/А-29/АТ-29 «Супер Тукано» (Super Tucano; «тушкан», «тушканчик» по-португальски), созданного в той самой Бразилии, где «так много диких обезьян» и способного, опять же – якобы, - заменить нам и Су-25, и Ми-24, и программу создания военных версий Ми-2, и новый МСБ-2 в варианте «МО» для ЗСУ и до кучи – нашу основную «летающую парту» - еще «проклято-коммунистический» чехословацкий L-39C и его украинские модификации L-39М/М1.
Информация о том, что Воздушные Силы (далее - ВзС) ЗСУ планируют приобрести данные машины, впервые нездорово возбудила и украинскую и – куда ж без этого! – русскую «околовоенную общественность» летом 2018 г., когда делегация ВзС Украины посетила Бразилию для предварительного обсуждения данного вопроса с бразильскими коллегами. И в основном это «возбужденное брожение» носило тогда резко негативный характер. Super Tucano презрительно-насмешливо называли «кукурузниками» и сравнивали с «боевыми» версиями Ан-2 «разлива» ВВС [Северо]Корейской Народной Армии и ВВС и ПВО Демократической Республики Вьетнам (Северного Вьетнама) времен Второй (с США и их союзниками) войны в Индокитае. Любопытно кстати, что в последнем случае «типО остроВумныЯ» остряки напрочь забыли: вьетнамская штурмовая модификация Ан-2 – это совсем не «импровизация на коленке из говна и палок от безысходности», а опытно-конструкторская работа ОКБ Олега Константиновича Антонова по приоритетному заказу МО СССР для нужд «вьетнамских товарищей». На помощи которым тогда (боевая модификация Ан-2 разрабатывалась и испытывалась в 1963-1964 гг.) в Советском Союзе совсем не экономили. Помянули естественно также вот уже действительно чисто импровизированные «боевые «Аннушки» передравшихся в 1991-м теперь уже бывших югославских республик и этнических общин внутри них самих.
Второй импульс интереса последовал чуть боле года спустя - в августе 2019-го. В начале этого месяца стало известно, что высокопоставленная официальная делегация ВзС Украины во главе с самим командующим прибыла в Бразилию - в т.ч. и «для рассмотрения возможности приобретения легких турбовинтовых штурмовиков производства Embraer EMB-314 Super Tucano».
В середине октября 2019-го – Интернет-ресурс MilitaryAviationInUA опубликовал фотографии, на которых летчики ВзС ЗСУ проводят ознакомительные полеты на «Супер Тукано» в португальском Лиссабоне.
Наконец, 24 октября того же 2019 года – Президент Федеративной Республики Бразилия (ФРБ) Жаир Мессиас Болсонару (спойлер: тот еще знатный и толстый тролль, мало уступающий в талантах по части троллинга самому Илону Маску) «твитнул в персональном твиттере», что Украина… покупает у Бразилии партию КС-390 (самолетов – прямых-прямейших конкурентов Ан-178, если что!) и партию этих самых «Супер Тукано».
По первому пунктУ этой «epic ньюзости» - уже можно было бы составить вполне ясное представление о степени ее «достоверности». Но тем не менее – опять возбудились все. Вплоть до ВВС (которая Би-Би-Си – Британская Вещательная Корпорация – а не ВВС – Военно-Воздушные Силы). Благо – к тому времени в Рунете и UAнете – «Супер Тукано» носил уже не уничижительное прозвище «кукурузник», а гордое и меметичное – «Адский Кукурузник». Которым его наградил неустанный и неукротимый боец «украинского интернет-патриотического фронта», блогер «уютненькой ЖеЖешечки» (ЖЖ/LJ – «Живого Журнала»/LiveJournal), известный как zloy_odessit.
И вот теперь (если быть точным – 26 февраля сего, 2021-го уже года) нас порадовал почти полуторачасовым роликом-безедой об «Адском Кукурузнике» YouTube-канал «Українського Мілітарного Порталу» - выводы котjрого о том «какой классный и вообще» - «Супер Тукано» - изложены в абзаце самом первом этой обещающей стать объемной публикации.
А действительно - насколько эта «супертушкана» может «заменить» Су-25? Что ж – это будет видно из нижеизложенных фактов. Но сначала - немного о том, что из себя представляют эти самые «тушканы» и «супертушканы» реально, если отвлечься от полудурошных рекламных воплей.
Бразильский самолет компании «Эмбраэр» (Embraer S.A., Empresa Brasileira de Aeronáutica S.A.) ЕМВ.312 «Тукано» - действительно признан одним из лучших турбовинтовых учебно-тренировочных/учебно-боевых (УТС/УБС) самолетов своего класса. А возможность использования его в качестве легкого штурмовика действительно способствовала увеличению популярности машины. Разработка самолета началась в 1978 г., когда командование ВзС ФРБ решило заменить устаревшие реактивные машины типа Т-37С американской фирма «Цессна», использовавшиеся тогда местными ВВС примерно в той же роли, как у нас L-39C и по сию пору.
Прототип «Тукано» поднялся в воздух 18 августа 1980 г., а первый из 133 заказанных для Воздушных Сил ФРБ самолетов, получивших в них обозначение Т-27 – местные ВВС получили в 1983-м. Разработанный для обучение пилотов реактивных машин – «Тукано» имеет общую ручку управления двигателем и шагом воздушного винта, а также современные катапультируемые кресла обоих летчиков от всемирно известной «Мартин Бейкер». Запуск двигателя осуществляется из кабины в любых допустимых условиях эксплуатации самолета.
Четыре подкрыльных узла подвески изначально были предназначены для установки учебного вооружения, используемого для применения самолета в качестве «тренера вооружения», но на боевых модификация машины на них размещалось и полноценное боевое оружие. Каждый узел подвески рассчитан на массу боевой нагрузки до 250 кг (все вместе - соответственно до 1000 кг). Это могут быть бомбы (всего до 12-ти шт.), бомбовые кассеты и баки с зажигательной смесью (напалмом рецептур А и В) калибром от 25 фунтов (11.3 кг) до 250 кг, блоки 70-мм неуправляемых авиационных ракет (НАР) Hydra 70 на 7 или 19 ракет (до четырех), два или четыре подвесных пулеметные контейнера для обычных (7.62-мм одноствольных или шестиствольных и 5.56-мм шестиствольных, а также крупнокалиберных – 12.7-мм одноствольных и трехствольных - пулеметов). «Супер Тукано» - получил еще пятый, центральный, подфюзеляжный узел подвески. На котором можно подвесить контейнер с лазерным дальномером-целеуказателем (в случае, если самолет несет на подкрыльевых пилонах управляемые авиационные бомбы - УАБ; в Украине по советской традиции такие бомбы называют «корректируемыми» - КАБ) или блоки малогабаритных управляемых ракет (УР) с лазерным наведением APKWS – это такая лазерно-управляемая версия НАР Hydra 70; ровно таким же образом за много лет до ее создания в СССР была получена УР «Тулумбас-Л» из «неинтеллектуальной» НАР типа С-13. Также на подфюзеляжном пилоне можно подвесить контейнеры со станцией оптоэлектронной разведки целей, с различными наборами разведывательной аппаратуры, контейнер со станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ) или со станцией «радиоэлектронной войны» (РЭВ; такая станция сочетает в себе возможности станции РЭБ и станции радио- и радиотехнической разведки), или контейнер с буксируемой ложной целью. Или боевое вооружение - контейнер с 20-мм пушкой либо 1-2 авиабомбы свободного падения, таких же бомбовых кассеты или бака с напалмом общей массой до 1000 фунтов (454 кг). Ну или просто сбрасываемый дополнительный топливный бак.
Самолеты «Тукано» поставлялись на экспорт в Анголу, Аргентину, Венесуэлу, Гондурас, Египет, Колумбию (где активно задействовались против левокоммунистических повстанцев – и по совместительству наркобаронов), Мавританию, Мозамбик, Ирак, Иран, Парагвай, Перу (где также воевали с «наркокоммунистами»), Францию и Центрально-Африканскую Республику (ЦАР). В Ираке машины также производились по лицензии - причем именно в качестве боевых самолетов - и принимали участие в Ирако-Иранской войне и бесчисленных операциях армии и республиканской гвардии (местных войск госбезопасности) саддамовского Ирака против иракских курдов на севере страны. Но самый большой успех выпал на долю «Тукано» в марте 1985 г., когда, в острой конкурентной борьбе, он выиграл британский заказ на поставку 131 самолета в целях замены сочтенных устаревшими и изношенными «летающих парт» «Джет Провост» Королевских Воздушных Сил (RAF) Великобритании. Этот вариант ЕМВ.312 уже был не совсем бразильским: он разрабатывался совместно с компанией «Шортс Бразерс» из Северной (британской) Ирландии, там же со значительными изменения в конструкции, оборудовании и вооружении (например, получил стандартные британские 68-мм НАР SNEB вместо американо-бразильских 70-мм) строился серийно по лицензии и оттуда же поставлялся еще и на экспорт в Кению и Кувейт.
2 июня 1999 г. фирма «Эмбраэр» продемонстрировала в полете новый самолет - ЕМВ.312Н, позже переиндексированный в ЕМВ.314 и ожидаемо названный «Супер Тукано». Он отличается удлиненным фюзеляжем, более мощным турбовинтовым двигателем (ТВД) «Пратт & Уитни оф Кэнэда» РТ6А (1604 л.с. вместо всего 740 л.с. на исходной модели), кабиной, защищенной кевларовой броней («кевлар» - это особым образом синтезированное полиамидное волокно, обладающее высокой прочностью при небольшом удельном весе), инфракрасной системой переднего обзора и возможностью использования пилотами нашлемных очков ночного видения. «Супер Тукано» обладает улучшенными летными характеристками (например, его скорость возросла до 590 км/ч вместо 448 км/ч), улучшенной маневренностью и может нести увеличенную (общей массой до 1550 кг) и более разнообразную боевую нагрузку. В частности, в арсенал самолета добавились уже упоминавшиеся УАБ с лазерным наведением, а также УАБ с оптоэлектронным и инерциальным самонаведением с коррекцией по GPS. Кроме того – у машины появилось встроенное вооружение – пара синхронных 12.7-мм пулеметов М3. В августе 1995 г. (еще до первого полета новой модели) Воздушные Силы ФРБ заказали самолеты «Супер Тукано» в рамках программы ALХ для патрулирования отдаленных районов в бассейне Верхней Амазонки, учебной и боевой подготовки. Всего было заказано 99 самолетов: 49 одноместных штурмовиков А-29А, 20 двхуместных штурмовиков А-29В, способных действовать ночью, и 30 единиц - УБС АТ-29В для летной и подготовки и использования как «тренер вооружения». С 2003 г. машины стали поставляться ВзС ФРБ.
«Супер Тукано» двух первых из перечисленных модификаций поставлялись и поставляются также Афганистану в рамках военнной помощи США и на американские деньги. Там они принимают участие в боевых действиях против воооруженнніх формирований Исламского Движения «Талибан», а так же местных формирований Армии Ислама и Ополчения Ислама. Последние являются компонентами вооруженных сил Исламского Государства (ИГ), ранее известного как Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), провозгласившего, в рамках своей деятельности по созданию Всемирного [исламского] Халифата, на территории Афганистана и отчасти Пакистана один из своих вилаятов/провинций - вилаят Хорасан. При этом «афганские» «Супер Тукано» получили возможность нести также противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Хеллфайр» американского производства с автономной радиjлокационнной головкой самонаведения (ГСН), у которой противотанковая кумулятивная боевая часть (не нужная в современных условиях боевых действий в Афганистане) заменена на осколочно-фугасную. Можно ожидать, что в относительно недалеком будущем арсенал «Супер Тукано» пополнит также УАБ GBU-44/B Viper Strike. Преимущество этой ультрамалогабаритной (всего 19 кг массы) УАБ в том, что машина может взять их очень много - до 12 шт. Плюс исключительная точность «гадючьего удара» (так переводится с английского название этой бомбы).
А вот американские УР класса «воздух-поверхность» семейства AGM-65 Maverick, название которых у нас произносят с таким придыханием – «Супер Тукано» - вопреки утвеhждениям «всеведущей Википедии» и ведущих YouTube-канала «Українського Мілітарного» - нести таки не может. Действительно – давайте просто включим минимальные логику и знания: максимальный вес боеприпаса, который «СуперТукано» может нести на подкрыльевом узле - не более 275 кг или даже 262.5 кг. При этом, если это боеприпас класса «воздух-поверхность» с ГСН, он должен иметь либо лазерное, либо автономное оптоэлектронное наведение. Есть только одна находящаяся на вооружении модель УР «Маверик», удовлетворяющая этим требованиям обоим сразу – Maverick H.
Но и это еще не все. «Маверики» не могут применяться при скорости носителя менее 300 «уставных» (сухопутных английских) миль (483 км/ч) А «max баттл круиз» (максимальная боевая крейсерская скорость) А-29А - всего 520 км/ч. Причем с гипотетическими «Мавериками» под крыльями - у него будет явно не «max баттл круиз»…
Как бы там ни было с «Мавериками» - кроме того, «Супер Тукано» может бороться и с воздушными целями. В случае такой необходимости его вооружают двумя или четырьмя УР класса «воздух-воздух» малой (сейчас это считается до 40 км) дальности: американскими AIM-9L «Сайдвиндер», израильскими «Питон-3» или «Питон-4» или «родными» бразильскими «Пиранья» - все с инфракрасными или комбинированными инфракрасно-ультрафиолетовыми ГСН. Можно модифицировать А-29 и для того, чтобы он мог нести до 6-ти УР класса «воздух – воздух» ближнего боя (т.е. с дальностью до 10 км) также с инфракрасными или инфракрасно-ультрафиолетовыми ГСН или с лазерным наведением, представляющими собой модификации зенитных управляемых ракет (ЗУР) используемых в современных переносных зенитно-ракетных комплексах (ПЗРК). 2 такие УР могут размещаться на концах крыла (в этом случае общее количество узлов подвески увеличится до 7-ми), а еще две или четыре - на подкрыльных узлах подвески.
Кроме ВзС ФРБ и Национального Воздушного Корпуса Афганской Национальной Армии (в Исламской Республике Афганистан нет ВзС как вида вооруженных сил – военная авиация там является только одним из родов местных сухопутных войск), «Супер Тукано» поставлялись также в Анголу, Буркина-Фасо, Гану, Гондурас, Доминиканскую Республику, Индонезию, Колумбию, Ливан, Мавританию, Мали, Нигерию, Сенегал, на Филиппины, в Чили, Эквадору и даже в одно из государств СНГ – в Туркменистан. Кроме того, их использует «частная боевая авиакомпания» (ну, блин, дают!) EP Aviation – специализирующаяся на «частной воздушной войне» «дочка» частной военной компании (ЧВК) «Академии» (ранее – это была скандально известная «Блэквотер»).
Всего к октябрю 2019 г. было построено 624 «Тукано» (производство прекращено), 160 – «Шортс Тукано» (производство также прекращено) и 250+ - «Супер Тукано» (производство продолжается). Всего более тысячи самолетов -весьма и весьма неплохой рыночный результат, надо признать. Интересно, что ради возможности поставлять свои самолеты в рамках американских правительственных программ военной помощи – «Эмбраэр» пошел на то, чтобы организовать в США еще одну производственную площадку для выпуска «Супер Тукано» - совместно с компанией «Сьерра Невада Корпорейшн» в штате Невада.
(Продолжение следует)
Пруф на мой оригинал:
https://zementbomber.livejournal.com/46325.html
Zementbomber:
Нужен ли авиации Воздушных Сил Украины «Адский Кукурузник»?
Часть I (продолжение)
Ну а теперь о Су-25. Вооружение «Грача» (неофициальное прозвище этой машины) оптимизировано для поражения целей на поле «боя высокой интенсивности». Оно состоит из 30-мм двуствольной пушки ГШ-30, размещенной слева по борту в нижней носовой части фюзеляжа, имеющей скорострельность 3000 выстр./мин., боекомплект в 250 патронов и предназначенной в основном поражения слабобронированых целей типа легких танков, легких БМП, БМД, легких и средних БТР и бронемашин на их базе, самоходно-артиллерийских установок, а также боевых вертолетов противника и ведения «ган-догфайта» - ближнего маневренного воздушного боя с вражескими истребителями и штурмовиками на совсем уж предельно коротких (несколько сот метров) дистанциях (такое в современной воздушной войне крайне-крайне редко, но все же до сих пор случается). Имеется 10 узлов подвески вооружения: 8 из них рассчитаны на нагрузку по 525 кг и предназначены для ракетно-бомбового и артиллерийского вооружения и 2 (на концах крыльев) для УР класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-60М. Ракетное оружие класса «воздух-поверхность» включает УР с лазерным (при помощи лазерного дальномера-целеуказателя «Клен-ПС») наведением Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л, а так же блоки НАР калибром 57-(до 8 блоков по 32 ракеты), 80- (до 8 блоков по 20 ракет) и 122 мм (8 блоков по 5-6 ракет), блоки 80-мм и 122-мм УР с лазерным наведением (до 8 блоков по 5 ракет уже упоминавшейся модифицированной в управляемую версии 122-мм НАР типа С-13, известной как «Тулумбас-Л», и украинские 80-мм АР-8Л – до 8 блоков по 20 ракет) или одиночные сверхмощные НАР типов С-24 (240-мм; до 16-ти) и С-25 (340-мм, 480-кг – это самая мощная НАР в Мире; до 8-ми). Возможна подвеска также двух или четырех съемных пушечных контейнеров, в каждом из которых смонтирована двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л в подвижной установке (стволы могут отклонятся вниз на угол до 30 град.) и находится боекомплект для нее (260 патронов).
При наличии достаточного техобслуживания, необходимого количества горюче-смазочных материалов (ГСМ) и боеприпасов на аэродроме базирования, а также сменных экипажей – Су-25 может совершать до 15-ти (!!!!) боевых вылетов в сутки. Проверенно реальной практикой многочисленных войн, в которых участвовал этот самолет-солдат». И кстати – это не показатели каких-то отдельных самолетов – это усредненные показатели целого штурмового авиационного полка за несколько суток боевых действий подряд!
Ну и - как со всем этим «богатством выбора» может сравниться «Супер Тукано»??
А ведь все перечисленное – не потолок возможностей «Грача» от слова «совсем»! Есть минимум два израильских проекта модернизации Су-25, один из которых уже воплощен в металле – это Су-25КМ «Скорпион» от грузинской компании ТАМ («Тбилавиамшени» - Тбилисский авиазавод) совместно с всемирно известной израильской компанией Elbit Systems Ltd.
Работы над проектом «Скорпион» начались в сентябре 2000 г. И уже 14 апреля 2001-го - шеф-пилот Elbit Systems, Егуда Шафир поднял в воздух первый модернизированный Су-25. Первый официальный полет был совершен с аэродрома Тбилисского авиазавода 18 апреля 2001 г. На церемонии присутствовали тогдашний Президент Республики Грузия Эдуард Шеварднадзе, члены правительства Грузии, представители МО Грузии, Тбилисского авиазавода и фирмы Elbit.
Программа «Скорпион» предусматривала оснащение Су-25 новым комплексом авионики в соответствии с концепцией «glass cocpit» («стеклянная/полностью прозрачная кабина»). Новая авионика значительно расширила возможности самолета, обеспечив всесуточность и всепогодность применения, значительно более точную навигацию и целеуказание для вооружения, а также (но не в последнюю очередь!) – существенно большую безопасность полетов – особенно на предельно малых высотах (ПМВ) и в режиме огибания рельефа местности (что необходимо для успешных действий в условиях сильной современной ПВО). Су-25КМ может использовать как все предназначавшиеся «базового» Су-25 советские, так и ряд «западных» (американских, европейских и конечно - израильских) образцов вооружения и боеприпасов.
Комплекс авионики Су-25КМ базируется на модульных многофункциональных компьютерах Elbit, соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Кабина подверглась коренной реконструкции. Большинство аналоговых приборов были замены двумя многофункциональными цветными LCD-дисплеями размером 6" x 8". Установлена система HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick, «руки на ручке управления двигателем (РУД) и ручке управления самолетом (РУС)», на каковых РУД и РУС в этом случае расположены все кнопки и переключатели, необходимые для управления самолетом, бортовым оборудованием и оружием; реализация концепция HOTAS позволяет пилоту управлять всеми важными функциями, не отрывая рук от РУД и РУС). Старая система индикации на лобовом стекле заменена новой с с передней панелью управления. В комплекс авионики Су-25КМ входит новая навигационная система, работающая как в режиме GPS, так и в инерциальном режиме. Навигационная информация отображается на цветном дисплее в режиме движущейся карты. Вся электроника машины самолета соответствует стандартами НАТО.
Установлены две новые радиостанции UHF- и VHF-диапазонов, обеспечивающих защищенную от прослушивания и помехоустойчивую связь. В комплект снаряжения пилота «Скорпиона» входит и нашлемная система целеуказания DASH, также разработанная фирмой Elbit. Из прежнего оборудования оставлены только топливные датчики, радиовысотомер, а также лазерный дальномер-целеуказатель «Клен-ПС». При этом состав оборудования и дополнительного вооружения (включающего, кстати, и те же УР «Питон» и их советские «ухудшенные аналоги» Р-73) гибкий и может быть адаптирован к желаниям заказчика в широких пределах.
По данным Jane's – Воздушные Силы Грузии к началу августовской 2008 г. «Войны 08.08.08» - имели пять Су-25КМ «Скорпион» из в общей сложности дюжины «Грачей» (включая две «спарки»). Несмотря на подавляющее превосходство русских авиации и ПВО и другие крайне неблагоприятные для грузин факторы той войны – показали они себя весьма и весьма неплохо. Хотя значимого для хода и исхода боев урона русским – по понятным причинам нанести, конечно, не могли.
На то время – стоимость превращения «базового» Су-25 в Су-25КМ «Скорпион», по оценке русских, составляла всего примерно $2 млн. (без учета стоимости ремонта и замены двигателя, если они были необходимы). Таким образом, за относительно небольшие деньги потенциальный Заказчик получал ударный тактический самолет, который оптимально подходит для действий в локальном конфликте с «умеренно технически продвинутым противником».
Правда, до настоящего времени, - единственным кроме Грузии заказчиком «Скорпионов» выступил Туркменистан, принадлежащие которому Су-25 проходили модернизацию в Су-25КМ на «Тбилавиамшени» в счет госдолга Грузии туркменской стороне из расчета $1 млн. за один штурмовик.
Ну а сейчас израильтяне предлагают еще более продвинутый вариант модернизации Су-25 и по авионике, и по вооружению, и по средствам РЭБ.
Ну и в заключение – о еще одном якобы «преимуществе» «супертушканчика» перед «Грачем» - что бразильского малыша, якобы, «гораздо труднее сбить». Действительно, ЕМВ.314 имеет меньшую заметность во всех используемых для обнаружения летательных аппаратов и наведения на них оружия участках электромагнитного спектра (ультрафиолетовом, оптическом, инфракрасном и радио- а также и меньшую акустическую заметность; ну просто «тушкан» меньше шумит). Но, чтобы «условный «Бук» сбил - его ЗУР должна сначала ПОПАСТЬ. А тут есть «болт с противоположной резьбой» - ИБКО («интегрированный бортовой комплекс обороны»), включающий в себя приемники и сигнализацию системы предупреждения о радарном и лазерном облучении, станцию РЭБ или РЭВ, автоматы выброса инфракрасных и противорадиолокационных ловушек, буксируемую ложную цель - причем это все работает взаимоувязанно в автоматическом режиме от бортового компа. Наконец, есть противоракетный маневр, успешно выполнить который тем больше шансов, чем выше энерговооруженность машины (а она зависит от скорости и тяговооруженности – которые у Су-25 значительно выше, чем у А-29; кстати, тяговооруженность «сушек» может стать еще выше в случае замены на украинских Су-25 советско-российских двигателей Р-195 на уже «постсоветские» запорожские АИ-222-28Ф). Кроме того - если «условный «Бук» «особо увлечется» - он и противорадиолокационную УР, запущенную с облучаемого его радаром борта, «поймать» может. И все это Су-25 может нести и делать - если пропустить их через модернизацию совместно с Израилем.
Думается – вопрос «замещения» залетным «супертушканчиком» штурмовиков Су-25 299-й бригады тактической авиации (штурмовой) ВзС ЗСУ – на это можно закрыть со вполне определенным ответом. Тем более, что крайние по выпуску из наших «Грачей» - можно, при условии надлежащих техобслуживания, ремонтов и модернизаций, эксплуатировать вплоть до осени 2041 г. (не оЧеПЯтка). Но может - «Адский Кукурузник» сможет заменить наши боевые «вертолеты-вертушки»? Или хотя бы предлагаемые «Мотор Січью» национальным Вооруженным Силам «вертушки» лайт-класса Ми-2МСБ-В и МСБ-2МО?
Пруф:
https://zementbomber.livejournal.com/46325.html
Шкуро:
Последним и лучшим советским поршневым военным самолётом был, если не ошибаюсь, Ла-11. Кто мешает Украние на новом уровне запустить в производство нечто подобное? В качестве СУ можно взять, допустим, запорожский АИ-24.
Zementbomber:
Цитата: Шкуро от 27.03.2021, 20:54:57 pm
Последним и лучшим советским поршневым военным самолётом был, если не ошибаюсь, Ла-11. Кто мешает Украние на новом уровне запустить в производство нечто подобное? В качестве СУ можно взять, допустим, запорожский АИ-24.
Ну, спорить, какой из советских чисто поршневых истребителей был "локальной вершиной"? - дело не очень благодарное. :) Многие полагают, например, что это был Як-3 ВК-108. А часть специалистов и квалифицированных любителей истории советской авиации - отдают пальму первенства последнему из семейства МиГ-7 - И-225. Правда, оба последних остались опытными.
На предмет поршневых штурмовиков - тоже нет единого мнения. Одни полагают "вершиной" Ил-10М, другие - Ил-8, третьи - Ил-20, четвертые - Су-8...
Но вопрос не в этом. А в том, что дело-то не в планере и силовой установке. А в БРЭО, системах, обеспечивающих управление оружием, самом управляемом оружии, подвесном разведоборудовании, да катапультных креслах, наконец. Ничего этого - у нас нет. :(
Zementbomber:
Нужен ли авиации Воздушных Сил Украины «Адский Кукурузник»?
Часть II
ОК, давайте посмотрим. Эксперты (??) «Мілітарного» утверждают: у «Супер Тукано» бОльшие боевая нагрузка, скорость, дальность и продолжительность полета, чем у современных специализированных и многоцелевых ударных вертолетов. Плюс – лучшее бронирование.
Помилуйте, ребятки - ну какие бОльшая боевая нагрузка и лучшее бронирование?
Какие бОльшая скорость, бОльшая дальность и бОльшая продолжительность полета?
Вы таки нам хотите иметь сказать, что «Супер Тукано», у которого немного (только кевларом, не титаном, и тем более - не в виде бронекапсулы, как на средних и тяжелых штурмовиках и средних вертолетах огневой поддержки еще с рубежа 1970-х/1980-х гг.) забронированна кабина - бронирован лучше, чем Ми-24/35, или Ми-28Н, или Ка-50/52? Или чем американский «Апач»? Или чем европейский «Тигр»?
Боевая нагрузка Ми-8 модели Ми-8ТВ доходит до 3150 кг (не считая боекомплекта для трех пулеметов). И ее уменьшили затем в полтора раза - потому что это оказалось тупо избыточно.
Рекорд скорости вертолетов - уже 473 км/ч. И уже over 50 лет назад были готовы создавать не рекордные, а реальные боевые вертушки с боевой скоростью более 400 км/ч (XAH-56 «Шаенн»). Просто американцы тогда решили – да ну, дороХо-нИнАдА.
Рекорд дальности вертолета без дозаправки - 3561 км - и это легенький YOH-6A «Каюс»/«Кеюс».
Рекорд продолжительности (в том же полете) - over 15 ч (и это все - еще 1966 год!!).
Ну а теперь – оценим вооружение нашего основного боевого вертолета – Ми-24. В наиболее продвинутом из доступных Армейской авиации Сухопутных войск ЗСУ варианте, - машина несет подвижную носовую пушечную установку НППУ-24 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л скорострельностью 3400 выстр./мин. с боекомплектом 250 патронов, могущую отклонятся вправо-влево на 60 градусов, вверх – на10 град и вниз – до 40 градусов. Еще две такие же пушки с таким же боекомплектом, но неподвижные – могут подвешиваться под крыльями машины.
Если необходимо «конкретное «море огня», «огневой вал», - под крылья подвешиваются две «гондолы универсальные вертолетные» ГУВ-1, каждая из которых несет сверхмощное стрелковое вооружение – один четырехствольный 12.7-мм пулемет ЯкБЮ-12.7 (боезапас 750 патронов, скорострельность – до 5000 выстр./мин.; при этом все 750 патронов пулемет может выпустить одной непрерывной очередью) и два четырехствольных 7.62-мм пулемета ГШГ-7.62 (боезапас каждого – по 1800 патронов, скорострельность – до 6000 выстр./мин.). Всего в таком случае вертолет несет 28 пулеметных и пушечных стволов (включая пару 7.62-мм ПКТ в окнах десантного отсека, обслуживаемых одним-двумя дополнительными бортстрелками.
В варианте «вертолета-бомбардировщика» – Ми-24 несет от 2-х до 18-ти бомб калибром от 50 кг до 500 кг или две-четыре 250- или 500-кг бомбовые кассеты, или два 500-кг или 360 кг бака с зажигательной смесью.
Неуправляемое ракетное вооружение Ми-24 может включать в себя 4 блока 57-мм НАР (128 ракет) или 4 блока 80-мм НАР (80 ракет), или 4 блока 122-мм НАР (20 или 24 ракеты), или их различные комбинации. Вместо блоков НАР – вертолет может вооружаться также парой сверхтяжелых НАР С-24 или одной – С-25.
Управляемое ракетное вооружение включает 16 ПТУР (есть варианты с осколочно-фугасной и термобарической/объемно-детонирующей боевыми частями) с лазерным наведением – в т.ч. и сверхзвуковых – или 4 блока по 5 управляемых ракет «Тулумбас-Л», или 4 блока по 20 штук УР типа АР-8Л (напомню, это уже украинская разработка). В варианте носителя С-25, вместо НАР С-25 можно подвесить УР С-25Л.
Для борьбы с воздушными целями – помимо встроенной пушки, ПТУР с осколочно-фугасной боевой частью и 57- и 80-мм НАР, можно использовать до 4-х УР класса «воздух-воздух» ближнего боя на базе ЗУР ПЗРК с инфракраской или инфракрасно-ультрафиолетовой ГСН – в т.ч. модернизированные под уникальную пока что украинскую ГСН для ЗУР ПЗРК И1-2000, позволяющую бороться даже со сверхзвуковыми целями.
Наконец, вертолет может быть доработан из расчета на круглосуточное применение.
Также замечу, что Ми-24 обладает совершенно потрясающей маневренностью. Известны случаи, когда их экипажи успешно уворачивались от 3-4 (!!) ЗУР ПЗРК, запущенных почти одновременно из разных точек. Естественно – такая маневренность – также прекрасный залог успеха борьбы с малоразмерными низкоскоростными, летящими на малых или предельно малых высотах БПЛА. Но, конечно, только при высокой выучке экипажей. Однако без высокой выучки «пользователей» - никакая вообще современная боевая техника не имеет цены. Нельзя побить врага простым нахождением эскадрильи «супервундервафлей» в ангарах. Да еще и в ангарах заброшенных…
Впрочем, для борьбы с БПЛА вышеописанных категорий, нарушающих Государственную границу или линию разграничения на Юго-Востоке в мирной или «условно мирной» (в отсутствие активных боевых действий) обстановке – лучше подошли бы модернизированные Ми-2 или их развитие - МСБ-2, разбросанные отдельными отрядами (четыре боевых вертолета и один транспортно-связной) на «БПЛА-опасных» направлениях. Оптимальным вооружением такой «легкой вертушки – БПЛА-файтера» - было бы аналогичное польским Mi-2URS – 4 УР ближнего боя (только не на базе ЗУР ПЗРК «Стрела-2М», а на базе ЗУР ПЗРК «Игла»), неподвижно установленные в носовой части фюзеляжа - по левому борту, 23-мм одноствольная пушка НС-23КМ с боекомплектом 100 патронов и скорострельностью 600 выстр./мин. и с обох бортов по пулемету ПКТ с боекомплкектом по 400 патронов на ствол. Плюс желательно иметь дополнительно два 7.62-мм ручных пулемета Калашникова (РПК) – по одному с каждого борта на простейших (т. н. «шкворневых») поворотных стрелковых установках в окнах десантной кабины, обслуживаемых специальными бортстрелками. Да, это все – не «авиационный хайтек». Но работать будет, заверяю Читателей, вполне добротно.
Подведем итог. «Супер Тукано» проектировался для использования (в боевом варианте) с целью борьбы с повстанцами, партизанами, различными бандитскими формированиями и группами. А какое вооружение доступно таким формированиям и группам? Из средств ПВО – пехотные пулеметы на универсальных или специализированных зенитных станках, зенитные пулеметы и зенитно-пулеметные установки, одиночные и спаренные автоматические пушки калибром не более 25 мм с простой оптикой, максимум – ПЗРК (причем крайне редко когда – последнего на текущий момент поколения; после периода советской интервенции в Афганистан 1979-1989 гг. – такого случая больше пока, пожалуй, и не вспомнишь). Для работы в условиях сравнительно современной, плотной, эшелонированной по дальностям, высотам и в глубину противовоздушной обороны (ПВО) мятежников и интервентов на Донбассе - а это именно то, с чем мы сталкиваемся еще с августа 2014 г. – он совершенно не подходит.
Кроме того (как совершенно справедливо замечает известный на «постсоветском» пространстве» историк военной авиации и военный авиационный эксперт Михаил Жирохов): <i>«Ни одни вооруженные силы в Мире, - не имеют ни малейшего опыта применения турбовинтовых самолетов с низкими дозвуковыми скоростями против современных российских (добавлю от себя – а равно и любых других современных) систем и группировок ПВО. А значит – в таком гипотетическом случае надо будет писать свои «методички» - на основании своего уникального опыта. Но на войне такой опыт, как правило, оплачивается кровью. (опять добавлю от себя: часто – большой кровью)».</i>
Ну и в заключение – о том, на чем Воздушные Силы как организация, и люди, ответственные (ответственные и административно и политически – т. е. и Верховный Главнокомандующий, и Кабинет Министров, и наши НЕуважаемые якобы «народные» депутаты «Верховной Зрады») за состояние этой организации – экономить категорически не должны. Я имею ввиду обучение личного состава – в первую очередь летного.
Как вообще «в норме» сейчас учат летчиков современной тактической/фронтовой авиации?
Начнем с того, что и United States Air Force Academy и Air University (USAF) - закупают и дельтапланы, и мотодельтапланы, и дельталеты (мотодельтаплан с подвешенной под крылом гондолой для пилота или пилота и пассажира либо двух пассажиров и винтомоторной установки), и планеры всех актуальных классов кроме «клубного», и мотопланеры, и ультралайты (сверхлегкие самолеты и вертолеты) класса наших самолета ХАЗ-30:
- и вертолета АК1-3:
- только сильно получше уровнем конечно. Все это благолепие предназначено для своих, при этих военных ВУЗ, бесплатных аэроклубов для кадетов/студентов, магистров и персонала. Считается, что такая дополнительно-предварительная подготовка - особенно на планерах и мотопланерах - помогает слушателям «лучше чувствовать и больше любить Небо». Кроме того – умение планировать – полезное качество даже в современной авиации реактивных двигателей, стреловидных крыльев и сверхзвуковых скоростей. Желающие могут легко убедится в этом, нагуглив хотя бы «планёр Гимли».
Следующий этап – начальная подготовка. Проводится она на легком невооруженном двухместном учебно-тренировочном самолете с поршневым двигателем (обычном легкотопливном-бензиновом с непосредственным впрыском топлива в цилиндры или с турбодизелем). Иногда - начальную подготовку разделяют на подэтапа. На первом подэтапе - летают на таком самолете как описано, а на следующем подэтапе - летают на точно таком же, но только с ТВД вместо поршневого движка и чуть-чуть измененным приборным оборудованием в пилотской кабине.
Делается такая разбивка для того, чтобы уже на начальном этапе приучить будущих летчиков к полетам на самолетах с газотурбинными двигателями, техника пилотирования на самолетах, оснащенных которыми, даже при абсолютно равных прочих условиях, существенно отличается от техники пилотирования поршневых машин. Например, ТВД всегда имеют намного худшую приемистость (все автомобилисты и мотоциклисты прекрасно знают что это такое) – даже по сравнению с турбодизелем – не говоря уже о легкотопливном «поршне».
В результате - за счет того, что переучивание на ТВД происходит уже на начальной фазе обучения - сокращается потребный парк, уменьшаются его потери в летных происшествиях и экономится ресурс самолетов, предназначенных для следующего этапа обучения . Гораздо более дорогих и сложных и в производстве и в наземной и летной эксплуатации.
В настоящее время, пожалуй, самый лучший пригодный для военного использования УТС начального уровня, имеющий и поршневой и газотурбинный вариант - машина с весьма говорящим русскоязычному уху именем Grob G120A/120TP (это не «черный юмор», просто фирма немецкая, а в немецком это слово имеет кардинально другое значение- за давностью лет честно говоря уже и не упомню какое, но не имеет ничего общего ни с ритуальными услугами, ни с покойниками).
Следующий этап – базовая подготовка. Вот она и проводится на самолете «Тукано» или «Супер Тукано» или аналогичным этим машинам (например, у бразильцев есть очень сильный конкурент в лице швейцарской фирмы «Пилатус», делающие прекрасные машины аналогичного класса; а так же великолепные легкие самолеты бизнес авиации - но это уже другая история).
Часто базовую подготовку тоже разделяют на два подэтапа. Первый проводится на таком самолете, как описано выше, а второй - на легком реактивном УТС с трапециевидным (нестреловидным) крылом, имеющим небольшую как для реактивных самолетов скорость – максимум на уровне хороших истребителей конца Второй Мировой войны (т. е. в районе примерно 700 км/ч).
Следующий этап – продвинутый (AJT). Во время этого этапа летают уже на УБС, имеющим высокую дозвуковую или даже околозвуковую скорость (примерно 950 км/ч и более – вплоть до 1100 км/ч). Часто такой самолет (всегда одного типа) тоже делается в двух вариантах, но отличающихся не конструкцией или двигателем, а, соответственно, отсутствием (УТС) или наоборот - наличием (УБС, «продвинутый тренер вооружения») вооружения и необходимого для его применения дополнительного оборудования (иногда вплоть до бортового радара включительно).
В сущности, такой «продвинутый тренер вооружения» уже является полноценным дозвуковым боевым самолетом. И в случае острой потребности (тяжелая обстановка на театрах боевых действий, большие потери боевых авиационных соединений в самолетах и экипажах) - вполне может использоваться в полноценном бою для выполнения практически всех задач, которые доступны для легкого (по современным понятиям - а это до 15-20 тонн максимального взлетного веса) тактического боевого самолета.
На этом этапе обучение в летном высшем учебном заведении для пилотов-штурмовиков – заканчивается. Далее их направляют в учебно-боевые эскадрильи, вооруженные «спарками» - двухместными учебно-боевыми модификациями стандартного одноместного штурмовика (или просто стандартными штурмовиками, если стандартный вариант – двухместный). От одноместного штурмовика его версия-«спарка» ничем не отличаются кроме меньшего запаса топлива (ведь нужно дополнительное место для двухместной кабины) и совсем чуть-чуть меньшей скорости (кабина чуть-чуть большего размера незначительно ухудшает аэродинамику), но может выполнять абсолютно все задачи одноместного штурмовика.
Полетав некоторое время на «спарке» вместе с летчиком-инструктором, молодой пилот таким образом окончательно вводится в курс дела и оказывается готов на пересадку на стандартный одноместный штурмовик боевой эскадрильи.
А вот у летчиков-истребителей - в подготовке есть еще один дополнительный этап после «продвинутого» – т.н. «предистребительная подготовка» (LIFT) Она производится на УТС/УБС (этот этап также может делится на подэтапы: первый – подготовка на невооруженном «предистребителе», а второй – на его варианте, полностью пригодном для участия в боевых действиях), обладающем уже высокой сверхзвуковой скоростью полета - не менее 1.45 М (1550 км/ч). После чего будущий пилот-истребитель повторяет путь летчика-штурмовика: сначала место в кабине учебно-боевого истребителя–«спарки», а затем - полноценная служба в строю на стандартном одноместном «ястребке».
Тут следует отметить, что оригинальный подход придумали китайцы (вопреки общерасхожим убеждениям, что они способны «только «обезьянничать»). Дабы сэкономить на производстве и эксплуатации УТС/УБС продвинутого этапа и УТС/УБС предистребительной подготовки, а также упростить и ускорить обучение пилотов и повысить (последнее по списку, но не последнее по важности желание!) экспортный потенциал своего продукта, - они создали единый самолет для этапов AJT и LIFT. Называется эта машина JL-10 и предлагается на экспорт под маркой L-15.
Кстати, еще когда Президентом нашей страны был «замечательный» Виктор Андреевич Ющенко, а Министром обороны Украины замечательный совершенно без кавычек Юрий Иванович Ехануров (даром, что - а может именно как раз «тому що» – Юрий Иванович не «природный» украинец, а рожденный в Советской Якутии русскоязычный бурят) – на довольно-таки серьезном уровне велись переговоры о закупке для авиации ВзС ЗСУ некоторого количества JL-10 и организация их производства в ограниченном количестве в Украине – причем с достаточно глубокой степенью локализации. И даже с нашим правом создавать собственные модификации машины и с правом самостоятельно - без согласования с китайцами - предлагать L-15 made in UA на экспорт для некоторых рынков. Производство JL-10 в Украине должно было быть организовано на Харьковском авиазаводе (печально известное ХГАПП – Харьковское авиационно-производственное предприятие).
Готовность китайцев к сотрудничеству объяснялась рядом причин, но не последней по очереди из них была та, что на все модификации JL-10/L-15 ставятся прекрасные украинские двухконтурные турбореактивные двигатели АИ-322 (до ребрендинга именовались АИ-222-25) и (для версий LIFT) АИ-322Ф (оснащенные, в отличии базовой модели, форсажной камерой, резко повышающей тягу).
Двигатели эти разработаны запорожским КБ «Ивченко-Прогресс» и производятся запорожским же предприятием «Мотор Січ» (при финансовом участии которого и были разработаны, испытаны и «доведены до ума» конструкторским коллективом фирмы имени академика Ивченка).
Но - «не повезло – не фартануло». И ныне о производстве вообще чего-либо – даже ультралайтов ХАЗ-30 - на ХГАПП- говорить уже не приходится. «Доктор сказал - в морг?! Значит - в морг!»...
Пруф на мой оригинал:
https://zementbomber.livejournal.com/46458.html
Навигация